МААМ-картинки

Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования

Ольга Дикушина
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования

«Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования».

Дикушина Ольга Вячеславовна, 1 категория, воспитатель МБДОУ №17 «Аленький цветочек», kurmushova1971@mail.ru

Применение технологии ТРИЗ в дошкольном образовании.

Слово «инновация» встречается очень часто и сводится к понятию «новизна» или «новшество». Между тем инновация в переводе с латинского языка означает не «новое», а «в новое». Инновационное обучение направлено на развитие способности дошкольника к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Публикация «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования» размещена в разделах

Использование инновационных технологий с детьми дошкольного возраста позволяет не только осуществлять эффективное их обучение, но и поддерживать деятельность воспитателей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет огромное значение, потому, что позволяет повысить эффективность обучения с одной стороны и естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания в дошкольных учреждениях, мотивировав педагога на новые формы и технологии учебного процесса.

В современных условиях очень важно, чтобы воспитатель не давал детям готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания, направлял их.

Известный ученый Альберт Эйнштейн, привыкший мыслить оригинально и нестандартно сказал: "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно". Сегодня совсем немногие воспитанники считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что же нужно делать педагогам, чтобы преодолеть серость учебного процесса? Как помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие воспитатели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей.

Одним из приоритетных направлений педагогики на сегодняшний день является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Система ТРИЗ в процессе обучения детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам" путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Поэтому цель воспитателя по отношению к ребенку должна быть: “знает, понимает, применяет”.

Одним из главных условий успешного обучения является предметно-окружающая среда, соответствующая принципам информативности, вариативности, педагогической целесообразности, интеграции образовательных областей. Групповые комнаты должны быть оснащены разнообразными по тематике материалами и оборудованием для активных действий воспитанников с предметным окружением.

Приемы ТРИЗа в дошкольном учреждении не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-либо сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому произведению А Барто «Мяч», где Таня плачет, уронив мяч, то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: «Что должна сделать Таня, вместо того, чтоб плакать?», «Как она может достать мяч?», или «Где должна играть Таня?»

Главное, не принимать решения за ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском учреждении могут доставить удовольствие не только воспитанникам, но и самим педагогам.

Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время, а может вовсе к нему не возвращаться. Не надо давить на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно".

ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Дети учатся мыслить постепенно, и задача воспитателя — помочь, а не заставить. Конечно, не стоит забывать про похвалу, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет.

Педагогу очень важно знать и организовывать педагогический процесс не только в групповой, но и в индивидуальной форме с игровыми приемами, где воспитатель учитывает психологию дошкольников, характер их восприятия, реакцию на обучение, то есть индивидуальные особенности детей, где воспитатель как бы должен видеть мир глазами ребенка.

Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют от него поиска рационального решения. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка.

Чтобы сформировать у детей системный подход к окружающему миру нужно проводить с детьми различные игры и упражнения, которые можно придумать самим, с помощью которых можно очень хорошо показать ребенку, что все, что его окружает, состоит из каких – либо меньших частей, что любой предмет, каким бы он не был – большим или маленьким, является частью чего – то большего и в то же время из чего - то состоит сам. Вот несколько игр, в которые мы играем с детьми.

Игровое упражнение «Целое-часть» Задача детей назвать целое по предлагаемым им частям:

1. Колеса – окно – вагон это поезд. 2. Колеса – окно – кабина это автомобиль.

3. Колеса – кузов – окно это грузовик. 5. Колеса – крылья – нос это самолет.

6. Крылья – нос – лапы это птица.

Главное в этой игре не называть детям сразу все части, перечислять их постепенно. А в последующей системе использовать части предыдущей системы. Это раскрывает детям многозначный взгляд на окружающий мир.

Игра «Дорисуй-ка».

Цель: Формировать у детей умение по одному признаку создать весь предмет, объект реальный или фантастический. Изобразить его графически или мимикой или жестами. Развивать фантазию и творческое мышление, воображение.

Ход: Детям предлагаются листочки с нарисованными элементами каких-либо объектов. Дети дорисовывают какой-либо реальный или фантастический образ и рассказывают о получившемся образе. Изображает свой объект мимикой и жестами. Можно сочинить короткий рассказ или сказку.

Игровое упражнение «Что же лишнее».

Детям предлагается выстроенная в линию серия карточек с изображениями.

Задание: найти лишний предмет в каждой серии.

Например: 1. табурет, кресло, кошка, змея, конь

Здесь подобраны объекты, у которых общая подсистема ноги, только змея ног не имеет.

2. Снегирь, дятел, паук, воробей, клест

Здесь общая система – птицы, паук лишний.

Игра «Доскажи словечко».

Дети садятся или стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч.

При этом бросающий говорит половину какого-нибудь слова, тот, кто ловит, называет его вторую половину.

В зависимости от возраста и подготовки детей можно договориться называть слова короче или длиннее, отвечать игрока нужно быстро.

Как вариант игры предложить нескольким детям подряд называть один и тот же первый слог.

Игра «Расскажи нам сказочку…»

Цель: Развивать умение у детей держать в памяти сюжет знакомого произведения, как бы отсчитывать действия назад. Развивать память, внимание, сосредоточенность. Умение работать в коллективе.

Ход. Воспитатель предлагает детям рассказать знакомую сказку. Начиная с конца.

При этом стараться соблюдать примерную последовательность, но наоборот, событий. Характер и поступки героев стараться сохранить.

Рассказывать можно группой, можно по очереди или индивидуально.

В старших группах детям можно предложить «прокрутить» мультфильм – сказку наоборот.

Очень интересно это обыграть в виде драматизации с детьми. В этом случае воспитатель может выступать в роли рассказчика.

ТРИЗ-технология дает толчок развитию практической дидактики, созданию готового педагогического продукта, позволяющего фактически любому воспитателю в дошкольном образовательном учреждении давать достаточно высокий результат при формировании интеллектуально - творческих способностей маленького ребенка

Конечно, каждый родитель или воспитатель сам решает, как ему заниматься с детьми. Но всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или своего воспитанника? Если все усилия направить на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда ребенок мыслящей и разносторонней личностью? В наш век напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат же того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага, который не надо бояться сделать. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ. Самое главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным воспитателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно и нужно постоянно.

Мы стремимся выйти на новый уровень творческой педагогики - не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который воспитатель сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои создавшиеся проблемы. Хотя, как известно, в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: есть их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.

Публикации по теме:

Создание современной системы качества образования на основе принципов открытости, объективности и прозрачности Качество образования становится ведущей темой образовательной политики МБОУ НОШ №15 хутора Казазово. Важное значение, для малокомплектных.

Непосредственно образовательная деятельность по валеологии для детей средней группы «Чистота — залог здоровья» Цель: Прививать детям практические навыки здорового образа жизни. Задачи: 1. Закрепление культурно-гигиенических навыков и приёмов самомассажа.

Консультация для воспитателей «Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы» Образовательная среда ДОО как субъект воспитательной системы. Воспитание в настоящий момент становится как никогда сoциальнo обусловленной.

Организация работы ресурсного центра на базе ДОУ для обеспечения качества муниципальной системы дошкольного образования Необходимость модернизации российского образования обусловила соз-дание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки.

Предметно-развивающая образовательная среда В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Консультация «Предметно-развивающая среда ДОУ — важное звено в повышении качества образования» Предметно-развивающая среда ДОУ- важное звено в повышении качества образования. Сегодня система дошкольного образования проживает период.

Консультация «Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС» Пути совершенствования системы логопедического сопровождения в рамках ФГОС. Новые требования к профессиональным компетенциям учителя-логопеда.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Семинар-тренинг для педагогов «Безопасная образовательная среда» Актуальность: В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной.

Традиции семейного чтения — основа литературного образованияТрадиции семейного чтения — основа литературного образования Книжная культура, являющаяся фундаментальным достижениям человеческого разума и ее носитель «Homoiegens» («Человек читающий», внесли огромный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические традиции и инновационная образовательная среда — залог совершенствования системы образования
Опубликовано: 20 января 2016 в 17:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД