Предметно-развивающая образовательная среда

Татьяна Насонова
Предметно-развивающая образовательная среда

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание мной развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам,

которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Чтобы сформировать у ребенка стойкий интерес к познанию мира и своему развитию, мною были продуманы различные варианты создания развивающей среды. В младшем возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, в основном они играют обособлено. Поэтому стараюсь организовать игровые зоны для одновременной игры 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, ведь взрослый – это основной партнер в играх ребенка раннего возраста.

Модель среды моей группы базируется на принципах:

Также в своей работе применяю принцип учета половых и возрастных различий детей (гендерный подход, зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики считаю нужно начинать уже с 2-3 лет.

Групповая среда оснащена как общими материалами для формирования гендерной принадлежности, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков.

Для моей работы в группе раннего возраста, (а первые три года жизни, как признано отечественными и зарубежными учёными, имеют большое значение для дальнейшего развития человека, начало формирования его личности.) важно, чтобы среда была не столько предметно – развивающей, сколько способствующей разностороннему и полноценному развитию детей, среда - как условие дальнейшего разностороннего развития каждого ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте при создании развивающей предметно – пространственной среды я ставила перед собой основную задачу в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности - это гендерная идентичность (я знаю, что я девочка и со мной не произойдет изменений, если я переоденусь). При решении данной задачи в предметную среду вводила маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола (например, маркировка стульев двух цветов розовая для девочек, синяя –для мальчиков; маркировка на шкафчиках в приёмной комнате двух цветов).

Также употребляла в речи слова «девочки», «мальчики».

А в старшем дошкольном возрасте для меня являлось важной задачей формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола (мальчик с девочкой). Мой педагогический опыт позволяет мне сказать о том, что социальная среда сказывается на психологическом и физическом здоровье детей. Особое внимание с этой точки зрения требует ребенок, так как он вступает в детском саду в мир широких социальных контактов, учится общаться и тем самым происходит его развитие, как личности.

Модель среды моей группы:

Групповое помещение условно разделено на три зоны:

• Спокойная зона: центр «Познания», центр «Почитай-ка», центр «У природы в гостях», «Домашняя зона».

• Зона средней интенсивности: центр «Конструирования», центр «Воды и песка», центр «Социально-эмоционального развития», центр «ИЗО-деятельности».

• Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», центр «Ряженья», центр «Музыки», центр «Театра», центр «Поиграй-ка». (Приложение №5)

При создании развивающей среды группы я использовала метод интеграции предметно – развивающей среды с образовательными областями «Физическое развитие», «Социальное-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Подобная организация пространства позволила моим воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Оснащение центров и уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса. Создавая предметно – развивающую среду, я пришла к выводу, что развивающая среда группы соответствует усвоению основной образовательной программы МБДОУ № 42, отвечает санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности и социальной действительности, требованиям ФГОС, содействует возникновению у детей чувства радости, формирует эмоционально – положительное отношение к детскому саду, группе обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и личностному развитию детей, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов. Таким образом, анализ данной работы показал, что организация предметно-развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который я должна обращать особое внимание.

Развивающая предметно-пространственная среда группы.

1. Центр «Познания»:

становление целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира, способствует формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов; накоплению представлений о цвете, форме, величине; ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением; сенсорному воспитанию и развитию речи через дидактические игры

1. Центр «Почитай-ка»: развивает умения рассматривать иллюстрации в книгах, способствует обогащению познания об окружающем мире

2. Театральный центр: формирует творческое воображение каждого ребёнка, через игры импровизации, игры-ситуации «Напечём пирожков» и др. ; способствует формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев с помощью масок

3. Центр «У природы в гостях»: воспитывает бережное отношение к природе и уход за объектами природы через дидактические игры, игры-ситуации игры-инсценировки

4. Центр «Конструирования»:

знакомит детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Способствует пониманию пространственных соотношений. Учит пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.)

5. Музыкальный центр: развивает музыкальные способности детей, знакомит с музыкальными инструментами

6. Центр «Поиграй-ка»: способствует развитию сенсорных и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, развитию мелкой моторики рук, накоплению представлений о цвете, форме, величине, через игры с составными и динамическими игрушками, пальчиковым театром

7. Центр «Кукольный дом»: способствует развитию игровых ситуаций с куклами, развивает гендерную принадлежность

8. Центр «Мы будущие спортсмены»:

развивает физические способности, основные виды движений

9. Центр «Экспериментирования»: происходит развитие сенсорных и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков

10. ИЗО – центр: развиваются художественно – эстетические способности дошкольников

11. Центр «Ряженья»:

развивает навыки самообслуживания (раздевания – одевания, формирует полоролевые отличия мальчиков и девочек

12. Центр- «Музей кукол»: развивает познавательные способности, знакомит с русскими народными куклами из разных материалов

13. Центр «У бабушки в гостях»:

развивает познавательные способности, знакомит с русской народной одеждой, посудой, воспитывает бережное отношение к старшему поколению

14. Центр «Островок безопасности»: способствует накоплению представлений детей о безопасности, знакомит детей со светофором

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда Предметно-развивающая среда это окружающее ребенка пространство,в котором реализуются его потенциальные возможности к обучению как важному.

Предметно-развивающая среда.Предметно-развивающая среда. Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Предметно-развивающая средаПредметно-развивающая среда Одним из успешного решения задач обучение и воспитание является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению.

Проект «Предметно-развивающая среда» ПРОЕКТ Предметно-развивающая среда Актуальность: Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально.

Предметно-развивающая среда по ПДД по проектуПредметно-развивающая среда по ПДД по проекту Уголок по ППД Робот Филя помогает детям узнавать цвета светофора У трактора дети сами раскручивают гусеницы Для реализации проекта.

Предметно-развивающая среда участкаПредметно-развивающая среда участка С каждым годом на территории участка детского сада №1 «Звёздочка» г. Рассказово, появляются новые персонажи, сделанные из бросового материала.

Предметно — развивающая среда в ДОУПредметно — развивающая среда в ДОУ Одно из важнейших условий, способствующих психическому развитию ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка,.

Предметно-развивающая среда в ДОУПредметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда ДО. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Предметно-развивающая среда в группеПредметно-развивающая среда в группе Как известно, основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Предметно-развивающая образовательная среда
Опубликовано: 26 октября 2015 в 05:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Давайте вместе весну позовем!» Фотоотчет
22 марта в нашей группе с утра царило оживление и веселье. Дети, педагоги и родители готовились к встрече весны. Исстари считается, что именно на...
Открытка — аппликация «Кораблик»
У берегов далеких стран Бывал отважный капитан. На корабле, через моря, Он путешествовал не зря. Запутав якорь в парусах, Улыбку прятал он в усах. Среди...
Мастер-класс по изобразительной деятельности в смешанной технике «По волнам...
Приветствую всех друзей и гостей моей странички! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изобразительной деятельности в рамках изучения лексической темы...
Фотоотчет «День рожденья — праздник детства»
День Рожденья - праздник детства. Из опыта работы музыкального руководителя Вихаревой Н. Н. Что такое День Рожденья? Это радость и веселье, Это...
Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп...
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется работе с родителями....