Педагогические условия формирования этнокультурной образованности детей дошкольного возраста

Надежда Милаевская
Педагогические условия формирования этнокультурной образованности детей дошкольного возраста

Аннотация.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что для целенаправленного формирования этнокультурных особенностей детей дошкольного возраста, необходимо четко и ясно представлять весь спектр поставленных условий.

Анализ психолого-педагогическойтеории и реальной практики позволил выделить противоречия:

- между необходимостью формирования этнокультурной образованности и не разработанностью педагогических условий данного процесса.

- между необходимостью знакомства дошкольников с этнокультурой и недостаточной теоретической и методической разработанностью указанного вопроса в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Цель выявить и апробировать педагогические условия формирования этнокультурной образованности детей дошкольного возраста.

Недостаточная разработка данной проблемы в теории и практике дошкольного образования и ее актуальность послужили основанием для выбора темы «Педагогические условия формирования этнокультурной образованности детей дошкольного возраста»

Теоретической основой выступают концептуальные положения: о взаимовлиянии и взаимодействии общечеловеческой и национальной культур; об уникальности личности; о творчестве как целостном исследовательском поиске; о сензитивности дошкольного периода к усвоению этнокультурных ценностей. А также о разносторонности воздействия народного искусства на детей и реализации принципа народности в воспитательном и образовательном процессах.

В методологическую основу включены философские концепции: о развитии личности в ходе освоения этнокультурного опыта; о единстве сознания и деятельности; о деятельности как форме познания действительности и условии развития человека; об активной роли искусства в становлении личности; о соотношении национального и общечеловеческого как гуманистических базисах формирования личностного сознания и деятельности.

Теоретическая значимость состоит в анализе этнокультурной направленности воспитательного пространства в современных дошкольных учреждениях, в определении наиболее эффективных путей создания и реализации педагогических условий с целью формирования этнокультурной образованности детей дошкольного возраста в выявлении специфики формирования этнокультурной образованности дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы:

теоретические: теоретический анализ и обобщение научно-методической, педагогической и психологической литературы, передового педагогического опыта и массовой практики воспитания;

эмпирические: наблюдение, опрос, констатирующий, формирующий и контрольный педагогические эксперименты;

статистические: количественная и качественная обработка материалов.

Методы диагностирования сформированности этнокультурной осведомленности у детей дошкольного возраста.

Для изучения уровня сформированности этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста целесообразно использовать комплекс методик.В их числе: беседа «Диагностика этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста», дидактическая игра «Выбери друга», настольно-печатная игра «Вещи заблудились»

Существенную роль в актуализации этнокультурного потенциала, играют такие виды деятельности дошкольников, как дидактическая игра, занятия по развитию речи, музыкальные занятия, изобразительное искуство.

Занятия проводились с детьми дошкольного возраста старшей экспериментальной группы.

В рамках эксперимента на занятиях по развитию речи мы использовали Методику «Сказочная страна», было проведено занятие по изобразительному искусству на тему: «Кукла в национальном костюме»,проведено занятие по музыке:Тема: «Собирайся народ в дружный хоровод», так же по формированию этнокультурной образованности была разработана программа проведения дидактических игр.

После проведения комплекса мероприятий, нацеленных на повышение уровня этнокультурной образованности воспитанников старшей возрастной группы, мы провели контрольный эксперимент.

Методы исследования на данном этапе:

1. Беседа с детьми дошкольного возраста старшей группы;

2. Наблюдение, выявление и анализ степени музыкального развития;

3. Описание и анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа.

Итак в экспериментальной группе уровень этнокультурного развития выше, чем в контрольной группе. Большинство детей из экспериментальной группы имеют высокий этнокультурный уровень. Воспитанники продемонстрировали прекрасные знания национальных праздников, народного фольклора, знание обычаев и традиций.

Ключевые слова.

Этнокультурное образование, педагогическое воспитание, патриотическое воспитание.

Введение.

Многоликость культуры Российской Федерации неотделима от народного искусства, раскрывающего истоки духовной и нравственной жизнедеятельности народа, наглядно демонстрирующего его моральные, культурные, художественные ценности, эстетический вкус и являющегося частью его истории.

Данному историческому этапу свойственно этнокультурное возрождение народов России и интерес к своей истории и культуре. Обществу современной России характерно возрастание национального самосознания, желание познать и осознать специфику культуры своего народа, его историю. Зачастую указанные аспекты воспринимаются однобоко. Вопрос глубинного и научного обоснования этнокультурной образованности в воспитании детей дошкольного возраста встает предельно остро, поскольку сохранение и восстановление культурного наследия начинается с изучения истории и культурной специфики своего народа и играет немалую роль в воспитании подрастающего поколения. Остро встает проблема необходимости сохранения многообразия культур страны, как части общечеловеческой культуры. Основным компонентом в сохранении и передаче народных традиций, в духовном формировании подрастающего поколения можно назвать, этнокультурную образованность детей дошкольного возраста. В ней обобщены эстетические идеалы, представления, мудрость народа, живущего в определенных природных и культурно-исторических условиях.

Социальное благополучие в обществе будет реализоваться тогда, когда удовлетворяется потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура происходит от слов «этнос», означающего «народ», и от латинского «культура», что включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей.

Данные ценности созданы человеческим социумом и характеризуют конкретный уровень развития общества,выделяют материальную и духовную культуру: в более узком смысле понятие «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

Через знакомство с культурой своего народа ребенок учится уважать и другие культуры. В этнокультуре отображается мировоззрение народа, система мироощущения, миропонимания, миродействия и миропринятия. Не напрасно в работах Ю. В. Максимого, В. В. Степанова, Б. А. Рыбакова перечисляются такие черты народной культуры как ее жизнеутверждающее начало, гуманизм, демократизм, творческое, преображающее отношение к реальности, гармоничное сочетание этического и эстетического.

Согласно мнению Рождественской С. Б.,В настоящее время большое внимание уделяется: воспитанию народных традиций; распространению идей этнопедагогики; привлечению детей к сокровищам народной культуры с целью возрождения, сохранения и дальнейшего развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа. А также формированию национального самосознания детей и подростков - достойных представителей своей этнической группы, носителей своей национальной культуры.

Нельзя недооценивать роль детского сада в проблеме формирования этнокультурной образованности детей. Развитие личности ребенка дошкольного возраста, проявляется в его желании к самореализации, творчеству, формировании устойчивого интереса к народным культурным ценностям.

И если затронуть вопрос вероятности выбора собственных жизненных идеалов, представлений об эстетических ценностях подрастающим поколением, то следует отметить предоставления детей возможности знать истоки национального искусства и культуры.

Основная часть.

Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в.,но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «этническая культура», «традиционная культура», «культура этноса».

Понятия эти близки, но не идентичны. Тонкие различия терминов определяются углом зрения при рассмотрении общих объектов. Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры.

Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

Заключение.

В результате анализа, проведенного в первой главе исследования, мы изучили психологическую и педагогическуюлитературу по теме исследования и пришли к следующим выводам:

Народная педагогика может рассматриваться как синтез всенародного педагогического творчества, как результат своего рода исторического народного педагогического эксперимента.

Народное образование, как одно из проявлений духовной культуры, развивалось под влиянием исторических, социально-экономических, культурных и демографических условий жизни каждой нации. Поэтому необходимо закладывать базис этнокультурного образования и воспитания в становлении и развитии личности ребенка с раннего возраста.

Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств личностного развития ребенка и способствует формированию ребенка в качестве субъекта познания.

Она выполняет целый ряд функций:

- развивает любознательность, активность и познавательную инициативу, умение искать и находить решения новых задач, экспериментирование;

- формирует позитивное отношение к личным возможностям, уверенность в собственных силах, чувство собственного достоинства.

Он может задать один или два уточняющих вопроса, чтобы убедиться в правильности понимания его ребятами. Большая часть времени посвящена определенным игровым мероприятиям для детей. В конце игры необходимо позитивно оценить действия тех ребят,которые проявили определенные качества: смелость, настойчивость, ловкость, выдержку, дружеское общение, взаимную поддержку.

Сюжетная народная игра тоже может быть по-разному интерпретирована. Например, педагог сначала рассказывает о жизни того народа, в чьи игры им нужно играть, демонстрирует иллюстрации, предметы быта и искусства, пробуждает интерес национальными обычаями, фольклором.

При работе с детьми воспитатель должен помнить, что детские впечатления глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они формируют основу для развития его моральных чувств, сознания и последующего проявления их в социально полезной и творческой работе.

Список используемой литературы.

1. Аминов С. Р. Русская идея в общественно-педагогической мысли XIX века. – М., – 2015. – 336с.

2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН, –1960. – 48 с.

3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, – 2008. – 445с.

4. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования. // Знание. Понимание. Умение. М – 2009. – №3. – С. 189 – 195.

5. Афанасьева А. Б. Культура и современность. М.: Наука, – 1973. – 98с.

6. Бабунова Е. С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования.- Магнитогорск: МаПУ, – 2006. – 263с.

7. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства, в 2 т. / Вступ. ст. Р. А. Гальцевой. М.: Искусство. ИЧП «Лига», – 2014. – (Русские философы XX в.) 1т. – 542с, 2т. – 509с.

8. Богатеева З. А.Дидактическая игра по мотивам народного творчества в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. просвещение, – 2012. – 175с.

9. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М. ; Искусство, – 2011. – 544с.

10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, – 1968. – 464с.

Публикации по теме:

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования этнокультурной образованности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2020 в 17:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки