МААМ-картинки

Педагогические условия воспитания основ патриотизма в образовательной среде дошкольного учреждения

Ольга Труфанова
Педагогические условия воспитания основ патриотизма в образовательной среде дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические условия воспитания основ патриотизма в образовательной среде дошкольного учреждения

Не так давно возникшая, а в последнее время усиливающаяся разобщённость людей, их стремление к «частной», обособленной жизни, участившиеся попытки переписать историю и постоянное равнение на Запад приводят к тому, что у наших людей медленно, но стабильно утрачивается гордость за свою страну, за её великое прошлое.

И начинать необходимо с малого, с «азов»

Публикация «Педагогические условия воспитания основ патриотизма в образовательной среде дошкольного учреждения» размещена в разделах

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важных звеньев системы воспитательной работы.

Наша работа по патриотическому воспитанию началась с создания в группе тёплой, уютной, дружелюбной атмосферы. Ведь с воспитания чувства привязанности к детскому саду, своей улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет строиться более высокое чувство – чувство любви к своей Родине к своему Отечеству.

Прежде всего, нами были определены цели и задачи по формированию и дальнейшему развитию у детей патриотизма :

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотизма в процессе дошкольного образования и воспитания.

Задачи:

Воспитание у детей дошкольного возраста с помощью различных форм, методов, средств и способов чувства уважения и любви к своим сверстникам, к своей семье, селу, району, краю и, в конечном итоге своей стране.

Воспитание взаимной толерантности.

В своей работе я придерживаюсь моделей введения компонентов патриотического воспитания в содержание образования дошкольников :

1 модель – образовательная, предполагает изучение дошкольниками истории и культуры семьи, детского сада, села, района, края, страны.

2 модель- дополняющая модель, представляет собой реализацию патриотического воспитания в ходе свободной деятельности детей: организация и проведение развлечений, игр патриотического содержания, посещение музеев, выставок, фольклорных концертов.

3 модель: межпредметная модель, включает компонент патриотического воспитания в содержание образования путем распределения соответствующего материала по всем видам деятельности.

4 модель: практико-ориентированная модель, дополняет образовательную модель и ориентирована на развитие коммуникативных способностей. Этой цели служат различные ролевые игры, упражнения, разыгрывание различных ситуаций, игры- драматизации. Направленные на межличностное общение, преодоление конфликтных ситуаций, способность контролировать свои желания.

Мною разработана траектория формирования патриотического воспитания дошкольников, состоящая из семи блоков: «Я», «Моя семья», Мой детский сад», «Моё село», «Мой район», «Мой край», «Моя страна»

Именно с блока «Я» была начата наша работа. С самого рождения ребёнок начинает познавать себя, рассматривая части своего тела, лица. Поэтому в первом блоке формируется познание ребёнком самого себя, как личности, не похожего на других сверстников, со своим кругом образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются или становятся близкими и незаменимыми. Что касается работы по блоку «Моя семья», то на мой взгляд, необходимым условием патриотического воспитания является работа с родителями. Их также необходимо заинтересовать, увлечь детей историей своей семьи путём красивого рассказа о происхождении фамилии, о существующих семейных обычаях и традициях.

На начальном этапе работы я проводила исследование семьи путём использования различных тестов, анкетирование и другие методы. Учитывая современные требования к системе образования, я попыталась найти возможность повышения эффективности и результативности работы с родителями. В нашем дошкольном образовательном учреждении был создан родительский клуб «Умка»и разработана система работы в нём, основанная на проведении в клубе консультаций семинаров, лекций и бесед, устройство презентаций семьи. В результате этой работы наблюдается повышение активности родителей и их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что лучше стали понимать своих детей. Родители стали чаще общаться друг с другом, участвовать в жизни детского сада, а главное, в жизни своих детей, заглядывать в их глаза, прислушиваться к их сердцам. Если рассматривать основные направления моей работы по блоку «Мой детский сад»,

В детском саду проводится огромная работа по данному блоку. На одном из педагогических советов коллектива мною было внесено предложение о разработке символики детского дошкольного учреждения и положение «О символике дошкольного общеобразовательного учреждения.

Необходимой и важной оказалась работа по созданию эмблем в каждой группе детского сада. Это серьёзный потенциал для формирования чувства гордости за свою группу. Теперь на всех праздниках, соревнованиях и конкурсах, проходящих в детском саду каждая группа имеет свой отличительный знак (галстук, косынка, бандана). .Такая деятельность объединяет, способствует воспитанию дружеских чувств, взаимопомощи, коллективизма. Ребята стали более сплочёнными, более внимательными друг к другу.

Дети старших групп участвуют в выставках детского рисунка в Арт – салоне «Гармония». Темы выставок: «От имени сердца, от имени жизни», посвящённая Дню Победы 9мая и «Добрыми делами сохраним природу».

Для работы по формированию патриотизма у дошкольников я, использую разнообразные формы организации занятий: беседы, целевые прогулки, экскурсии, просмотр видеоматериалов, устроение театрализованных представлений и проведение совместно с воспитателями дополнительного образования интегрированных занятий.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. В начале учебного года мы провели среди детей и взрослых мониторинг этносоциальной ситуации в детском саду, который содержал вопросы о дружбе между людьми разных национальностей. На основе полученных данных к Дню толерантности в нашем детском саду было разработано и проведено заседание семейного клуба «УМКА» тема которого «Дружат дети всей Земли». Составляя конспект заседания, мы обратились в администрации села за этнической картиной села, далее составили этническую картину подготовительной группы, в которой было запланирована эта встреча. В заседании клуба приняли участие семьи разных национальностей: кумыки, табасаранцы, даргинцы, русские. Дети одетые в национальные костюмы продемонстрировали танцы своего народа и исполнили его песни. Все желающие смогли отведать изысканные блюда национальной кухни. Родители поделились своими традициями и обычаями, особенностями своего воспитания детей. На заключительном этапе заседания Ирина Владимировна Квашина (руководитель клуба «Отчий дом») провела с детьми ряд занимательных и познавательных игр.

Дети участвуя в играх, поняли,что один прутик легко сломается, а быть всем вместе, нас ни что сломать не сможет.

Блок «Моё село»

О своей Родине должен знать каждый! Поэтому начальным этапом формирования у детей любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений с миром его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Проводя знакомство детей с родным селом, его достопримечательностями, мы учили их осознавать себя живущими в определённый временной период и в то же время приобщаться к богатству национальной культуры. Каждый момент ознакомления детей с родным селом был пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику.

Я знакомила детей с природой села, с его историей, организовывали встречи с интересными людьми села: местным поэтом Труфановым А. И., в стихах которого воспевается красота окружающей нас природы, а в написанном им и положенном на музыку Гимне с. Сергиевского отражена вся история села, от момента основания села до наших дней.

Мною были организованы и проведены экскурсии в музей, где собраны старинные предметы быта (люлька, рубель, самовар и т. д., домашние вещи, одежда наших прадедушек и прабабушек, атрибуты казачества, военные экспонаты. Дети получили большое удовольствие от того, что они могли не только посмотреть, но и реально прикоснуться к предметам старины и почувствовать «дыхание» тех далёких времён.

Возрождающееся казачество в нашем селе не могло оставить равнодушными и сотрудников нашего детского сада. В канун Дня села за активное участие в общественной жизни, многие воспитатели ДОУ приказом атамана Ставропольского казачьего войска были награждены почетными знаками, медалями.

Руководителем музея И. В. Квашиной создана экспозиция «Подвиг живет вечно», где демонстрируются материалы по Великой Отечественной войне. О жизни и подвигах ветеранов села, их письма с фронта сохранившиеся до наших дней, о подвигах Сергиевских девушках зенитчицах.

Блоки «Мой район», «Мой край», «Моя страна»

Цель этих блоков – знакомить детей с жизнью наших предков, дать представление о размерах нашей Родины и её природных богатствах: реках, горах, лесах, её флоре и фауне.

Знакомя детей с традициями и обычаями гостеприимства, мною, совместно с воспитателем по театральной деятельности в театральной студии был создан макет уголка избы с атрибутами старины, где дети, следуя правилам игры-драматизации, сами могли проявить себя в роли, применяя полученные знания, показать себя в качестве гостеприимных хозяев.

Дети подготовительной группы с большим интересом воспринимают исторические сведения. На занятиях по такой сложной и серьёзной теме, как «Российская символика» мы знакомили детей сначала с историей флага, а после этого дети, на занятиях по продуктивной деятельности самостоятельно изготавливали стяги, используя разноцветные ленты, искусственные и засушенные растения, ткань, перья.

Публикации по теме:

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия воспитания основ патриотизма в образовательной среде дошкольного учреждения
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 12:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия воспитания основ патриотизма в образовательной среде дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Труфанова (УИ 135522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД