Марина Волкова
Перспективный план по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективно-тематическое планирование образовательной области
/Речевое развитие/
Сентябрь
Неделя Тема, литература
Программное содержание Материал и оборудование Методические приемы Совместная деятельность педагога с детьми
Совместная деятельность с родителями
1
неделя
«До свиданья, лето! Здравствуй, детский сад!»
«Описание игрушек - кошки и собаки».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 106 Учить составлять рассказ об игрушках, включая описание их внешнего вида.
Публикация «Перспективный план по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
Вводить в активную речь слова, обозначающие действия (глаголы). Закреплять умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Закреплять произношение
пройденных звуков: «у-а-г-к-в». Игрушки: кошка, собака, машина, слон, гусь, лиса, лягушка. Игровая мотивация,
вопрос - ответ, игра на внимание,
игра «Угадай по голосу», игра «На машине».
Дидактические игры:
«Парные картинки»,
«Кто что делает?».
Чтение сказки Ш.
Перро «Красная шапочка».
Проговаривание чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са - не пугай нас, оса!
Сю-сю-сю, су-су-су - не заблудимся в лесу.
Чтение стихотворения
И. Бунина «Листопад».
Беседа с детьми о том, где они отдыхали летом. Подготовить рассказ о летнем отдыхе, используя схему.
2
неделя
«Азбука безопасности»
«Составление сюжетного рассказа по
ролям».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет»
2010 г.
Стр. 122
Развивать диалогическую речь. Учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Закреплять слова, обозначающие признаки и
предметы. Учить подбирать точные сравнения,
учить понимать и использовать в речи интонацию удивления. Картинки с предметами и животными, в названиях которых есть звук «с» и нет звука.
Игрушки: собака, лиса, белочка с бельчатами, слониха со слонятами, крольчиха с крольчатами, свинья с поросятами.
Ширма, кубик. Загадка, рассматривание
игрушки, звуковая гимнастика,
упражнение «Насос», рассказ воспитателя, игра «Мама и детеныши».
Дидактическая игра
«Ты кто?».
Чтение сказки «Привередница».
Чтение потешки «Наш козёл».
Повторение чистоговорки:
Ся-ся-ся, са-са-са –
не пугай нас, оса! Сю-сю-сю, су-су-су -
не заблудимся в лесу. Чтение потешек про корову и бычка.
Словесная игра «Кто в домике живет?».
Выучить потешку про корову и бычка.
3
неделя
«Неделя игры и игрушки. Неделя красоты» «Рассказывание об игрушках».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 20
Учить составлять рассказ об игрушках, включая описание их внешнего вида.
Учить согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе.
Игрушки: кошка, собака, машина, слон, гусь, лягушка. Игровая мотивация, вопрос-ответ, игра «Угадай по голосу», игра «На машине». Д/и «Парные картинки», «Кто что делает».
Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка». Проговаривание чистоговорок. Разучивание потешки «Наш козел».
Словесная игра «Повтори за мной». Сделать книжку – малышку на тему «История моих игрушек».
4
неделя
«День дошкольного работника. Хорошо у нас в саду!» «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 21
Закреплять умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.
Учить составлять короткий рассказ из личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины). Учить соотносить названия животных и их детенышей.
Закрепить слова, обозначающие действия (глаголы).
Картинка «Кошка с котятами». Игрушки: кошка и котята, собака и щенята, утка с утятами. Игровая мотивация, вопрос-ответ, рассматривание картины, составление рассказа. Словесная игра «Мыши», проигрывание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей».
Беседа: «Труд взрослых в детском саду».
Дидактическая игра «Что растет в саду, а что-на огороде?».
Повторение чистоговорки:
Ся-ся-ся, са-са-са –
не пугай нас, оса!
Сю-сю-сю, су-су-су –
не заблудимся в лесу. Разучивание стихов осенней тематики.
5
Неделя
«Повторение и закрепление ранее пройденных тем» «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 140 Побуждать детей к составлению коротких рассказов по описанию набора игрушек.
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги «в-на-под-между». Закрепить умение образовывать названия детеныщей животных. Закрепить правильное произношение звука «ж» в словах и фразах.
Игрушки: кукла-мальчик, 2 елки, ежиха с ежатами. Картинки: жук. Жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро. Игровая мотивация, рассказы детей о ежатах, физминутка «Жуки», чтение стихотворения. Дидактическая игра «Угадай-ка».
Чтение сказки Э. Блайтона «Знаменитый Утенок Тим».
Рассматривание иллюстраций художников к детским книгам.
Чтение стихотворения
И. Бунина «Осенние листья по ветру кружат…».
Повторение потешки «Наш козёл».
Пальчиковая гимнастика «Семья». Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке.
Октябрь
1
неделя
«Осень в мире растений»
«Рассматривание осенних цветов (золотые шары и ноготки)».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 34
Продолжать учить детей составлению описательных рассказов (узнавание цветов по описанию).
Развивать монологическую описательную речь с использованием имен прилагательных.
Воспитывать бережное отношение к природе. Две вазы с цветами, фотографии клумб с осенними цветами. Сюрпризный момент, рассматривание цветов в вазах, вопросы воспитателя, рассказывание детьми про цветок по выбору. Дидактическая игра «Угадай-ка», рассматривание иллюстраций с осенними цветами, раскрашивание цветов по выбору.
Заучивание стихотворения О. Высотской «Осень». Чтение сказки «Лесная история».
2
неделя
«Осень в мире животных»
«Составление описательного рассказа о питомцах».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 115
Учить описывать игрушку, называть ее характерные признаки.
Подводить к составлению короткого рассказа из личного опыта.
Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств и действий. Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Игрушки:
кошка, собака. Загадка,
вопрос - ответ,
рассматривание игрушки,
составление описательного рассказа,
звуковая гимнастика,
скороговорка. Дидактические игры: «Чего не стало?». «Назовите разные слова».
Чтение стихотворений
К. Ушинского «Бодливая корова», Б. Заходера «Кискино горе».
Разучивание стихотворения
А. Барто:
«Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли,
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины - измазалась в грязи».
Игра «Подарки». Консультация «Развитие словаря у детей».
3
неделя
«Овощи и фрукты» «Дидактические игры с овощами и фруктами: «Угадай, что это», «В саду – на огороде». Чтение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 33
Учить овощи и фрукты на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается. Учить детей ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде. Чудесный мешочек с овощами и фруктами, тарелка, ваза, фланелеграф, картинки: сад и огород, овощи и фрукты. Сюрпризный момент, игра «Что это», игра «В саду – на огороде», отгадывание загадок, чтение стихотворения, вопросы к детям по содержанию стихотворения. Целевая прогулка на огород, рисование фруктов, лепка из пластилина овощей, рассматривание муляжей овощей и фруктов, дидактическая игра «Накормим Зайку», дидактическая игра «Узнай по описанию». Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития детей.
4
неделя
«Дары осени. Поздняя осень»
«Дидактическая игра «Лето – осень»».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 51
Уточнить представление детей о двух временах года – лете и осени, учить находить признаки осени и лета на картинках и картинах. Картинки по количеству детей, 2 настенные картины с изображением лета и осени, Рассматривание настенных картин с обсуждением, рассматривание настольных картинок и раскладывание их в нужном порядке, краткий обзор картинок воспитателем. Рассматривание иллюстраций с уборкой урожая овощей и фруктов, дидактическая игра «Время года», дидактическая игра «С какого дерева листок», экскурсия в осенний парк. «Пальчиковые игры. Что это такое?» – памятка для родителей.
Ноябрь
1
неделя
«Край, в котором я живу»
«Придумывание загадок – описаний об игрушках».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 124
Учить описывать предмет, не называя его.
Развивать диалогическую речь. Учить задавать вопросы и отвечать на них;
активизировать употребление глаголов, обозначающих действие и прилагательных, обозначающих признаки предметов.
Ширма, петрушка.
Игрушки: мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчик. Рассматривание игрушек,
игровой момент, дыхательное упражнение «Султанчики», обучение диалогу,
игра «Отгадайте, кто это». Дидактическая игра «Ты кто?».
Чтение сказки «Привередница». Чтение потешки «Наш козёл».
Повторение чистоговорки: Ся-ся-ся, са-са-са – не пугай нас, оса!
Сю-сю-сю, су-су-су – не заблудимся в лесу.
Разучивание потешек про корову и бычка.
Словесная игра «Кто в домике живет?».
Ролевой театр: сказка
В. Сутеева, «Под грибом». Выучить загадку и придумать свою.
2
неделя
«Расту здоровым»
«Описание и сравнение кукол».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 12
Учить при описании кукол сравнивать их внешний вид, высказываться законченными предложениями.
Закреплять слова, обозначающие призн
аки предметов. Две куклы: большая и маленькая, два комплекта цветных карандаше, бумага. Игровая ситуация, вопрос-ответ, высказывания детей, творческие задания. С/р игра «В гостях у кукол».
Рассматривание кукольной одежды.
Раскрашивание одежды.
Беседа «Что нам дают овощи и фрукты».
Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр». Консультация «Развитие эмоционального развития ребенка дошкольного возраста».
3
неделя
«Моя семья»
«Составление рассказа - описания по лексической теме «Мебель»».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 127
Учить рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.
Учить правильно называть предметы мебели; знать их назначение. Уточнить понятие «мебель».
предложений. Фланелеграф, плоскостные
геометрическиформы для конструирования мебели,
картинки с изображением мебели. Игровая мотивация,
конструирование из бумаги предметов мебели,
беседа, игровое упражнение «Мяч»,
вопрос-ответ,
рассказы детей. Дидактические игры: «Что делает Буратино?», «Назовите разные слова».
Чтение потешки «Зайчишка-трусишка».
Повторение стихотворения
Ю. Тувима «Овощи».
Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля».
Проговаривание чистоговорок и стихотворений со звукам.
Чтение сказки «Жихарка». Подготовить геологическое древо семьи.
4
неделя
«День матери»
Беседа «Наши мамы».
Хрестоматия, интернет – источники. Формирование у детей необходимость заботы о мамах, помощи мамам по дому. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к взрослым.
Книги Е. Благининой и А. Барто. Иллюстрации, картинки с изображением человеческих мам и мам у животных.
Компьютер со звукозаписями песен о маме, аудиозапись стихотворений е. Благининой и А. Барто. Загадывание загадки, пословицы и поговорки, рассказ, беседа, словесная игра «Мама какая», чтение. Д/и «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку».
Чтение стихотворений С. Михалкова «Дядя Степа», Е. Благининой «Посидим в тишине».
Беседа «Как мы можем помочь маме?».
Рисование «Моя мама самая красивая». Памятка для родителей «Советы психолога: словесные способы поощрения и поддержки».
Декабрь
1
неделя
«Птицы – наши друзья»
«Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить…»»».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 41
Познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л. Толстого. Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.
Учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.
Фланелеграф, изображение кувшина с водой и галки. Рассматривание на фланелеграфе кувшина и галки, вопросы по описанию кувшина и галки, чтение рассказа, обсуждение прочитанного, повторное чтение, пересказ рассказа детьми. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
Дидактическая игра «Угадай по голосу».
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».
П /игра «Наседка и коршун».
Лепка «Покормим птиц зернышками». Смастерить кормушку для птиц и повесить на дерево.
2
неделя
«Зима» «Название и описание одежды».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 14 Учить описывать предметы зимней одежды.
Закреплять слова, обозначающие признак предмета. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде. Кукла, зимняя одежда; картинки: жук, ежик, медвежонок. Игровая мотивация, вопрос-ответ, рассматривание, рассказы детей. Рассматривание предметов зимней одежды.
Составление рассказа о зиме.
Раскрашивание елки и рисование на ней шишек и шариков.
Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
Проблемная ситуация «Зайка заболел».
Разучивание стихов к утреннику и подготовка новогодних костюмов.
3
неделя
«Вот зима, кругом бело»
«Игра «Замени слово». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье»».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 83
Выяснять, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказке «Зимовье». Выслушав ответы, уточнить их и тем самым облегчит детям восприятие этой трудной сказки. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, запоминать некоторые характеристики животных.
Фигурки животных: быка, барана, кота, свиньи, петуха. Дидактическая игра «Замени слово», показ фигурок животных и называние их, рассказывание сказки воспитателем, вопросы по тексту.
Рассматривание иллюстраций деревянной избы и русской печки.
Рассказывание о том, какие бывают дома и какие бывают печки.
Выкладывание из строительного материала домов и обыгрывание их.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Наблюдение за снежинками.
Заучивание новогодних песен. Разучивание стихов зимней тематики по желанию.
4
неделя
«Новый год» «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка»».
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 74
Учить детей рассказывать стихотворение наизусть, добиваться выразительности чтения.
Картина с изображением елки, картинки с изображением животных из стихотворения, игрушечная елка. Чтение воспитателем небольшого отрывка из стихотворения, выставление на магнитной доске картины с изображением елки, Вопросы к детям по сюжету стихотворения, выставление к елке картинок с изображением животных. Чтение всего стихотворения, чтение стихотворения детьми по очереди с передачей игрушечной елки.
Дидактическая игра «Ты кто?».
Чтение сказки «Привередница».
Чтение потешки «Наш козёл».
Повторение чистоговорки:
Ся-ся-ся, са-са-са–
не пугай нас, оса!
Сю-сю-сю, су-су-су – не заблудимся в лесу.
Чтение потешек про корову и бычка.
Словесная игра
«Кто в домике живет?».
Ролевой театр: сказка В. Сутеева, «Под грибом».
Организация и проведение утренника «Встречаем Новый год!».
5
неделя
«Повторение и закрепление ранее пройденных тем»
«Составление сюжетного рассказа по набору игрушек
«Таня, Жучка и котенок».
О. С. Ушакова
«Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
2010 г.
Стр. 118 Учить составлять рассказ, используя набор игрушек,
закреплять слова, обозначающие признаки и действия предметов (игрушек).
Учить согласовывать существительные и прилагательные во множественном числе, закреплять правильное произношение звука «з» в изолированном виде. Учить различать интонации, правильно
пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Игрушки: кукла, котенок, собака. Вопрос - ответ, рассказ о котенке,
составление рассказа детьми,
игра - упражнение на звукопроизношение.
Дидактические игры: «Страшный зверь», «Какие слова бывают?».
Чтение сказки «Три поросенка».
Словесные игры «Гуси», «Доскажите словечко».
Мини-сценка по стихотворению Л. Корчагиной «Ёж». Консультация «Осторожно – гололед!».
Январь
2
неделя
«Я человек» «Составление рассказа об игрушках, развитие диалогической речи».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 17
Учить составлять рассказ, развивать диалогическую речь. Учить употреблять в речи имена прилагательные в роде и падеже, понимать смысл загадок, слышать и правильно произносить звук «Ч».
Игрушки: Елочки, волк, белочка, зайчик. Игровая мотивация, вопрос-ответ,
составление рассказа, отгадывание загадок. Проговаривание чистоговорок со звуком «Ч».
Беседы «Что отличает человека от животных?», «Для чего нам нужен язык и зубы».
Игровая ситуация «Мы в ванной».
Заучивание чистоговорки «Чу-чу-чу, я на поезде качу». Консультация «Учим ребенка общаться».
3
неделя
«Зимние забавы» «Формирование грамматически правильной речи. Рассматривание картины «Таня не боится мороза» (из серии «Наша Таня», автор О. И. Соловьева).
В. В. Гербова
«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
Стр. 76
Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода (зеленое ведро, зеленого ведра). Учить понимать содержание картины, называть то. Что увидели, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие умозаключения.
Два маленьких ведерка разных цветов и одно побольше ведерко, зайчик, красное и зеленое яблоки,, картина «Таня не боится мороза». Словесное упражнение с ведерками, появление зайчика с яблоками, игровое упражнение с яблоками., чтение нескольких строчек из стихотворения, рассматривание картины «Таня не боится мороза», вопросы к детям по картине, рассказывание по картине. Дидактическая игра «Найди ручку».
Чтение стихотворения
К. Чуковского «Телефон».
Заучивание стихотворения
Е. Благининой «Красавица какая.».
4. Ролевой театр:
сказка «Кошкин дом».
Словесная игра
«Какое время года?».
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Словесная игра «Доскажите словечко».
Зимние постройки с детьми «Добро пожаловать в сказку!».
4
неделя
«Дом, в котором я живу» «Описание детьми внешнего вида друг друга».
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи».
Стр. 18 Учить описывать внешний вид детей и их одежду (цвет, отделку, учить образовывать формы единственного и множественного числа от глагола «хотеть», формы повелительного наклонения от глаголов «рисовать», «танцевать»,
учить регулировать темп и силу голоса.
Игрушка – гномик. Игровая ситуация, вопрос - ответ,
рассказы детей. Рассматривание иллюстраций с изображением Саранска с различными домами.
Д/и. «Найди домик».
Речевая игра «Кто как кричит?».
Строительная игра «Построим дом для кукол».
«Зимние травмы» - памятка о мерах предосторожности.