Приложение МААМ

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Мария Зевакова
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1).

Цели:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

4. Снижение психофизического напряжения.

5. Актуализация эмоций.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3. Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;

5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

•часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

•у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

•нарушения тонких движений;

•нарушения равновесия;

•проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким образом,при проведении коррекционныхзанятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:

•дыхательных упражнений;

•упражнений для глаз;

•двигательных упражнений;

•упражнений на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);

• жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);

• посуда;

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии :

1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место).

3. Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

4. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема). Моделирование (сооружение моста, строительство домов).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

В процессе работы мною былииспользованы сказки, которые получили свое отражение в песочной игротерапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:

1. Подготовка.

2. Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

3. Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

4. Возникновение конфликта и трудностей. Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки.

5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

6. Подведение итогов.

7. Ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы с ОВЗ

Тема: «Приключения в песочной стране».

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

Задачи:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно- логическое мышление, пространственное воображение, речь).

- развитие процессов саморегуляции;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование творческого потенциала ребенка;

- тренировать мелкую моторику рук;

- формировать установку на положительное отношение к себе;

- снижение тревожности и психофизического напряжения.

Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

Количество участников: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Психолог: Добрый день ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Ритуал «входа» в Песочную страну :

Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить!

Чтоб запомнить и дружить!

( Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

Психолог: В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Психолог: В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

Психолог: А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

Психолог: Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? (Сухой, сыпучий, теплый и др.)

Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).

Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог: В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

Психолог: Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок на одном столе, а на втором песок остается сухим.

Психолог показывает, как можно играть с мокрым песком (лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др., принимаем все высказывания детей».

Рефлексия занятия:

Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны :

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог

Заключение

Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.

По результатам проведенной работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

1. Повысилась мотивация детей к занятиям.

2. Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

3. Повысилась самооценка детей.

4. Снизилсяуровень проявления тревожности.

5. Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

Список литературы:

1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.

2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ; № 2 2005г.

3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ; № 4 2005г.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. -208 с.

5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.

6. ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.

7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду. ;№ 4 2006г.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб. : «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб. : «Речь», 2005 г.

9. К логопеду или в песочницу. «Обруч№.;№ 5 2005г.

10. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

11. Н. В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ : технология разработка и описания»

12. С. Д. Сажина «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»

13. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

Приложение 1

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с ОВЗ

Номер

занятия Название занятия

Октябрь

1 «Здравствуй песок»

Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2 «Знакомство с песочной феей»

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

3 «Необыкновенные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

4 «Добрый лес – старый лес».

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ноябрь

1 «Песочный дождик».

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2 «Узоры на песке».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

3 «Украсим ковёр для Песочной феи».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

4 «Волшебная поляна».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

Декабрь

1 «В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2 «Песочные прятки»

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3 «Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

4 «Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Январь

1 «Секретное задание» («мина»)

Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2 «Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3 «Дождик – ручеёк».

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

4 «Необычные следы»

(Аналогично играм с сухим песком)

Февраль

1 «Здравствуй, песок»

(Аналогично играм с сухим песком)

2 «Отпечатки»(с помощью формочек)

Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

3 «Песочные домики».

Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

4 «Узоры на песке»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Март

1 «Угадай чей след».

Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2 «Украшение отпечатка ладошки»

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

3 «Узоры из камешков»

Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4 «Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Апрель

1 «Сказки»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

2 «Сочиняем сказки»

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

3 «Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

4 «Мы ищем клад»

Цель: развивать зрительную память, воображение.

Май

1 «Мы путешественники»

Цель: развивать образное мышление,воображение.

2 «Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

3 «Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

4 «Спасение принцессы»

Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяАрт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 21:45
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Мария Зевакова (УИ 320022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД