Мария Зевакова
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Согласно требованиям ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Выстраивая коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.
В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Актуальность
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1).
Цели:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.
4. Снижение психофизического напряжения.
5. Актуализация эмоций.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
3. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
Игротерапия выполняет следующие функции:
1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы :
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.
2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:
•часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
•у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
•нарушения тонких движений;
•нарушения равновесия;
•проблемы зрительно-пространственной координации.
Таким образом,при проведении коррекционныхзанятий, возникла необходимость включения следующих упражнений:
•дыхательных упражнений;
•упражнений для глаз;
•двигательных упражнений;
•упражнений на развитие познавательных процессов.
Общие условия организации песочной терапии
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :
• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
• жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
• посуда;
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии :
1. Исследовательская, практическая деятельность
Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
2. Игровая деятельность
Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место).
3. Словесные методы
Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).
4. Наглядные методы
Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема). Моделирование (сооружение моста, строительство домов).
Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).
В процессе работы мною былииспользованы сказки, которые получили свое отражение в песочной игротерапии.
Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.
Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:
1. Подготовка.
2. Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.
3. Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхожденияих в игровое пространство.
4. Возникновение конфликта и трудностей. Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки.
5. Выполнение заданий и специальных упражнений.
6. Подведение итогов.
7. Ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.
Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы с ОВЗ
Тема: «Приключения в песочной стране».
Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.
Задачи:
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно- логическое мышление, пространственное воображение, речь).
- развитие процессов саморегуляции;
- развитие сенсорно-перцептивной сферы;
- формирование творческого потенциала ребенка;
- тренировать мелкую моторику рук;
- формировать установку на положительное отношение к себе;
- снижение тревожности и психофизического напряжения.
Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.
Количество участников: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Психолог: Добрый день ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал
Ритуал «входа» в Песочную страну :
Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
( Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)
Психолог: В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.
Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Психолог: В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.
Психолог: А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.
Психолог: Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? (Сухой, сыпучий, теплый и др.)
Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).
Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.
Упражнение "Змейки"
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Психолог: В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.
Психолог: Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок на одном столе, а на втором песок остается сухим.
Психолог показывает, как можно играть с мокрым песком (лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.
Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др., принимаем все высказывания детей».
Рефлексия занятия:
Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)
Ритуал «выхода» из Песочной страны :
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог
Заключение
Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.
По результатам проведенной работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:
1. Повысилась мотивация детей к занятиям.
2. Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.
3. Повысилась самооценка детей.
4. Снизилсяуровень проявления тревожности.
5. Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.
Список литературы:
1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ; № 2 2005г.
3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ; № 4 2005г.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. -208 с.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
6. ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду. ;№ 4 2006г.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб. : «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб. : «Речь», 2005 г.
9. К логопеду или в песочницу. «Обруч№.;№ 5 2005г.
10. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).»
11. Н. В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ : технология разработка и описания»
12. С. Д. Сажина «Составление рабочих учебных программ для ДОУ»
13. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
Приложение 1
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с ОВЗ
Номер
занятия Название занятия
Октябрь
1 «Здравствуй песок»
Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
2 «Знакомство с песочной феей»
Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.
3 «Необыкновенные следы»
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
4 «Добрый лес – старый лес».
Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ноябрь
1 «Песочный дождик».
Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.
2 «Узоры на песке».
Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.
3 «Украсим ковёр для Песочной феи».
Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.
4 «Волшебная поляна».
Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.
Декабрь
1 «В гости к песочным жителям» (строим песочный город).
Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.
2 «Песочные прятки»
Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.
3 «Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)
Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.
4 «Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)
Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Январь
1 «Секретное задание» («мина»)
Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.
2 «Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)
Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.
3 «Дождик – ручеёк».
Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.
4 «Необычные следы»
(Аналогично играм с сухим песком)
Февраль
1 «Здравствуй, песок»
(Аналогично играм с сухим песком)
2 «Отпечатки»(с помощью формочек)
Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).
3 «Песочные домики».
Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.
4 «Узоры на песке»
Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.
Март
1 «Угадай чей след».
Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.
2 «Украшение отпечатка ладошки»
Цель: Повышение самооценки ребёнка.
3 «Узоры из камешков»
Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.
4 «Мы исследователи»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Апрель
1 «Сказки»
Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.
2 «Сочиняем сказки»
Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.
3 «Песочные строители»
Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.
4 «Мы ищем клад»
Цель: развивать зрительную память, воображение.
Май
1 «Мы путешественники»
Цель: развивать образное мышление,воображение.
2 «Мы исследователи»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
3 «Археология»
Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.
4 «Спасение принцессы»
Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».