Лучший педагог года

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Оксана Лучинина
Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных связях.

Родители здоровых детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям, а отношение в группе детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Необходима работа с родителями, направленная на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Публикация «Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая среда в семье – это внутрисемейные условия, создаваемые родителями и обеспечивающие оптимальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом особое внимание уделяется положительном влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и в образовательной организации общего профиля, а также и дома.

Внутрисемейная атмосфера рассматривается как

• коррекционная среда, которая своим гармоничным

• воздействием развивает ребенка, формирует в нем

• положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.

Нарушения личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровьярезультат взаимодействия биологического и социального факторов: дефект наследуемых от родителей характерологических черт, преломленных через дефект ребенка; дефект неблагоприятных условий воспитания, создаваемых психо - эмоционально травмированными родителями.

Работа с семьей - одно из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.

Система комплексной психологической помощи включает следующие направления работы :

• психологическое изучение,

• консультирование,

• психокоррекция.

Диагностическая и консультативная работа с семьей, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель диагностической и консультативной работы - выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ОВЗ и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

Задачи психологической диагностики и консультативной работы с семьями

• определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

• выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

• определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

• определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

• определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

• определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЙ, В КОТОРЫХ ВОСПИТЫВАЮТСЯ ДЕТИ с ОВЗ

Умственно отсталые дети

Характеристика состояния ребенка :

тотальное недоразвитие высших корковых функций, инертность психических процессов, тотальное недоразвитие познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения;

грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности;

несбалансированность в протекании процессов возбуждения и торможения;

недостаточность интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей, рассматриваемый как ведущий, оказывает особое дестабилизирующее, угнетающее воздействие на психику их родителей: он является для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики, в целом исключает возможность полного выздоровления ребенка, его социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.

Интеллектуальный дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей тяжелым и длительным психотравмирующим фактором.

Проблемы родителей детей с УО:

У самих родителей ребенка окружающие начинают «выискивать» отклонения от нормы и воспринимать их как психически больных лиц.

Ребенок воспринимается как близкими людьми, так и в обществе чаще негативно, с насмешкой, хотя в отдельных случаях такое отношение сопровождается избирательной жалостью или снисхождением.

Диагноз используется для негативных, унизительных, дискриминирующих характеристик детей и их близких («олигофрен», «дебил», что означает «дурак»). Эта ситуация не повторяется ни с какой другой категорией детей с отклонениями в развитии.

Несостоятельность умственно отсталых детей заставляет матерей опекать и контролировать их. С другой стороны, у матерей умственно отсталых детей часто проявляется усталость, раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать интересы ребенка в силу их примитивности.

Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания

В поведении родителей появляется ряд особенностей в отношении ребенка : неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком

Низкая социальная активность родителей умственно отсталых детей по сравнению с родителями других категорий детей с ОВЗ.

Родители избегают декларирования проблем ребенка, особенно связанных с его интеллектуальным дефектом.

Дети с детским церебральным параличом

Характеристика состояния ребенка :

сочетание триады расстройств: двигательных, психических и речевых, с сопутствующими нарушениями зрения, слуха и сенсомоторной чувствительности.

Чрезмерная и постоянная опека приводит к психопатическому развитию личности больного ребенка, формирует в нем эгоцентрические установки, отрицательно сказывается на становлении чувств ответственности и долга.

Проблемы родителей детей с ДЦП

1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения,

вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями,

возникающими на пути к достижению цели или решению задачи;

2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

Двигательные расстройства. Во-первых, они сопровождаются заметной неприглядностью: обезображенная фигура ребенка, гримасы, характерные нарушения речи, модуляции голоса, постоянная саливация;

Обездвиженность или особые трудности при передвижении предполагают необходимость постоянной физической помощи больным детям, постоянного ухода за ними, что требует от самих родителей особых усилий;

Поиск, покупка и использование специальных транспортных средств приводят к повышенным материальным затратам родителей:

Нарушения коммуникации с ребенком при дизартрических расстройствах, особенно при анартрии, а также проблемы в познавательной сфере при умственной отсталости;

Родители снижают свою трудовую и социальную активность;

Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией, существуют и такие, в которых имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка, проявляющееся в жестком обращении.

Аутичные дети

Характеристика состояния ребенка

Нарушение эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер, проявляющиеся в отсутствии или значительном снижении потребности в контактах с окружающим миром;

Нарушение коммуникации, особенности речи (мутизм, речевые штампы, эхолалии, аутодиалоги, а также в факторах, сопровождающих речевое высказывание (несформированность мимики и жеста). Недостаточность структурных компонентов;

Коммуникативная сфера не сформированна;

отсутствует мотивация к общению;

Недостаточность навыков социально-бытовой ориентации;

Неразвитость сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности.

Нарушение понимания себя как «системы Я»

Проблемы родителей детей с аутизмом

Нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с окружающим социумом и с ними лично;

социально-бытовая неприспособленность и нарушение социальной адаптации. Родители тяжело страдают из-за отсутствия потребности у ребенка в адекватном контакте (прижаться, приласкаться к матери или отцу, посмотреть им в глаза, побеседовать);

Холодность и безразличие аутичных детей даже к близким часто сочетаются с повышенной ранимостью и эмоциональной хрупкостью. Дети пугаются резких звуков, громкого голоса, малейших замечаний в свой адрес, что особо затрудняет взаимодействие близких с ребенком и требует постоянного создания специальных условий для его жизнедеятельности.

Отсутствие специально созданных для аутичных детей образовательных учреждений. Причина отсутствия учреждений такого вида в нашей стране - неразработанность нормативно-правовой базы, обеспечивающей обучение этой категории детей в специальных условиях.

Дети с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения

Характеристика состояния ребенка

Более благоприятные прогнозы на будущее, чем дети других категорий;

Бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злобность и агрессивность, постоянное желание быть в центре внимания, ярко выраженный эгоизм;

Патологическое развитие личности, проявляющееся в постоянных конфликтах, социальной неадекватности и социально неприемлемых формах поведения ;

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

Трудности коммуникативного контакта,

Высокая возбудимость

Не усвоение программного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической сферы, трудности коммуникативного характера.

Проблемы родителей детей с задержкой психического развития с выраженными психопатоподобными расстройствами поведения

проблемы социального характера: свидетельствуют о наличии тенденции к аномальному развитию личности по типу психической неустойчивости вследствие родительских отношений и внутрисемейной атмосферы, которые играют основную роль;

искажение коммуникативного взаимодействия с социальным окружением, в первую очередь - с самими родителями;

различные формы нарушения детского поведения: бессмысленное упрямство, немотивированная грубость, злобность и агрессивность, постоянное желание быть в центре внимания, ярко выраженный эгоизм;

проблемы, связанные с усвоением программного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической сферы, трудности коммуникативного характера, высокая возбудимость и гиперактивность детей.

Личностные особенности детей с отклонениями в развитии

и характер детско-родительских отношений

Общие черты личностного развития детей и их отношений с родителями.

1. Все дети, включая в первую очередь и детей с отклонениями в развитии, испытывают потребность в постоянных эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.

2. В случае недостаточности или неадекватности родительско-детского общения имеет место феномен «переориентации» чувств детей к тем лицам, которые находятся в этот момент или длительно рядом с ними (контакты с родителями замещаются на контакты с другими субъектами). Отсутствие родительского тепла изменяет личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики.

Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с отклонениями в развитии и не демонстрируют стремления к их обретению. Многие из родителей ориентируются в этом вопросе на традиции семьи и игнорируют возможность получения педагогических знаний через специалистов.

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений

и социальных контактов

В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Деформации проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Психологический уровень

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия.

Стресс оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Под жизненным укладом понимается:

- сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;

- система отношений членов семьи с окружающим социумом;

-особенности миропонимания и ценностных ориентации каждого из родителей больного ребенка.

Осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

-личностные особенности самих родителей, их способность или неспособность принять больного ребенка;

-наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

-отсутствие положительно-поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

Социальный уровень

После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах:

Сужается круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страх, стыд);

Происходит деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Часть семей не выдерживают такого испытания и распадаются, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии;

появляется страх перед рождением еще одного аномального ребенка, некоторые семьи отказываются от рождения других детей;

Изменяется отношение прародителей к внуку и его матери: вначале оно определяться чувством жалости. Однако с возрастом силы слабеют, и бабушки и дедушки постепенно отстраняются от такой семьи;

Уход женщины с работы лишает ее заработка, изменяется ее социальный статус и ставит ее в зависимое положение от супруга или родителей. Таким образом, в лице матери больного ребенка в связи с невозможностью для нее продолжать работу по избранной до рождения ребенка специальности общество теряет квалифицированного специалиста.

В последние годы выявляется особенность, характеризующая социальную позицию значительной части родителей в отношении воспитания, развития и преодоления проблем больного ребенка. Эту позицию можно назвать иждивенческой или безынициативной. Родители больного ребенка считают, что их ребенком должны заниматься сотрудники учреждения, в котором он воспитывается, обучается или продолжительно лечится и живет.

Соматический уровень

Стресс, возникший в результате появления в семье ребенка с отклонениями в развитии может сыграть роль пускового механизма соматических заболеваний у его родителей. Т. е. заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей (особенно часто это проявляется у матерей) : колебание артериального давления, бессонница, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Чем старше становится ребенок (т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом, гастриты, язвы. Матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние депрессии и тоски.

Первостепенную роль в ухудшении соматического состояния родителей играет не огромная физическая нагрузка, а психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемых ими чувств.

Модели воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии.

Гиперопека.

Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сделать сам. Ребенка находится в «тепличных» условиях: он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребенка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития.

Противоречивое воспитание.

Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками «жесткого» воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать слишком «мягкую» позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватная оценка своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

ведет к возникновению у ребенка хронического перенапряжения. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребенку с отклонениями в развитии, в силу имеющихся нарушений, трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда не дотягивает до оптимального результата, поэтому постоянно неуспешен. Его часто ругают, и он чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную самооценку.

Авторитарная гиперсоциализация.

К этому типу воспитания чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие социальные установки. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки. Родители, использующие такой тип воспитания, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.

Воспитание в «культе» болезни.

Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком характере взаимоотношений ребенку свойственны мнительность, страх перед любым недугом (ребенок никогда не ест мороженого, так как боится простудиться; не играет со сверстниками во дворе в «классики», так как боится сломать при прыжках ногу, и т. п.). Ребенок относится к себе, как к «больному», поэтому у него формируется представление о себе, как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Симбиотический тип воспитания

развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще подобный воспитательный подход встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи - атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.

Основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии

Особенности консультирования родителей и других близких ребенка с отклонениями в развитии

Особенности консультирования отцов - должно быть направлено:

• на поддержку и развитие у отца ребенка потребности к сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

• щадящее отношение к переживаниям отцов относительно будущего больного ребенка, снижение уровня травмиро-ванности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;

• развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию ей психологической поддержки;

• привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).

Особенности консультирования матерей – должно быть направлено:

• формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком в семье и в социуме;

• коррекция позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок - такой как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет»);

• коррекция позиции матери, направленной на гиперболизацию проблем ребенка, бесперспективность его развития («Из него никогда ничего не получится!»);

• коррекция позиции матери, минимизирующей проблемы ребенка, ожидающей чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым.

Публикации по теме:

Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий физической культурой и спортом Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество Полященко Елена Александровна Логопед МОУ СОШ №17 Краснодарский край Северский район, пгт Ильский ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Из опыта работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Когда в семье рождается «особенный» ребенок, это становится испытанием на прочность для всех членов семьи. Мнение родителей, которые отважились.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Фотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет о работе по программе «Радуга гармонии» для детей с ограниченными возможностями здоровья Занятия по арт-терапия. Цель программы: развитие эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов у детей с ОВЗ через арт-терапевтические.

Работы учащихся с ограниченными возможностями здоровьяРаботы учащихся с ограниченными возможностями здоровья В данном фотоотчете представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они выполняли на уроках изобразительного.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.

Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в доме ребенка Воспитание культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома ребёнка. Глубоких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 15:22
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД