Харченко Светлана Николаевна
Педагогический проект «Песочная терапия» с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 (8) лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1,д. 10
УТВЕРЖДЕНО
Заведующая МДОУ д/с № 7
___ О. Н. Блохина
Решение педагогического совета
от ___
Педагогический проект
Тема: «Использование песочной терапии
в коррекционно-развивающей работе с детьми
Публикация «Педагогический проект „Песочная терапия“ с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 (8) лет» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет»
Подготовила:
учитель-логопед
Харченко С. Н.
г. Ростов, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Новизна проекта
4. Цель, задачи
5. Этапы
6. Содержание работы
7. Структура занятия
8. Работа с родителями
9. Ожидаемый результат
10. Рабочий план реализации проекта
11. Методическое обеспечение
12. Условия организации занятий с песком
13. Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»
К. Д. Ушинский
В условиях реализации нового стандарта дошкольного образования, учителю-логопеду приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют современным требованиям.
Работая с детьми дошкольного возраста 6-7(8) лет с нарушениями речи, я находилась в поиске современных технологий (методов, которые заинтересуют воспитанников, не требуют особых условий для использования и органично впишутся как в работу по развитию лексико-грамматических категорий, так и в работу по развитию связной речи. Поэтому я в своей работе стала использовать метод «Песочной терапии».
2. АКТУАЛЬНОСТЬ.
В настоящее время большинство педагогов заинтересовались занятиями, в которых используется песочная терапия. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет свою фантазию. Чаще всего, он сам готов разрушить своё творение, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. И так бесконечно. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «сбрасывания» негативной энергии, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Использование песка в педагогической практике даёт комплексный результат. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте, не только к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалиста. Также у детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия. Для решения всех этих проблем необходимо подобрать подходящую методику.
3. НОВИЗНА ПРОЕКТА
Новизной проекта является использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе при различных речевых нарушениях. Данный проект необходим для того, что бы ребёнок с помощью песка мог развивать мелкую моторику рук, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, связную речь, восприятие, мышление, фантазию.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: развитие речи детей посредством песочной терапии.
Задача проекта для детей :
- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- развивать память, мышление, воображение, фантазию детей.
Задача проекта для педагога :
- систематизировать и обогащать словарный запас детей по изучаемым темам;
- развивать грамматически правильную фразовую речь, мышление, внимание, воображение детей;
- организовать совместные мероприятия для родителей по формированию у детей языковой компетентности.
Задачи проекта для родителей :
- познакомиться с данным методом и его значением на формирование у детей всех компонентов речи.
5. ЭТАПЫ
I этап – подготовительный (сентябрь)
Цель этапа:
- изучение методики песочной терапии;
- составление конспектов занятия по теме;
- подбор информации для родителей.
II этап – основной (ноябрь – апрель)
Цель этапа:
- побуждение интереса к занятиям с песком;
- знакомство с правилами поведения в песочнице;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, мышления;
- совершенствование ориентации в пространстве;
- создание композиций на песке;
- автоматизация звуков в речи;
- активизация словарного запаса;
- развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.
III этап – заключительный (май)
Цель: оценка результатов в речевом развитии детей после реализации проекта.
6. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Начинать следует со знакомства с тактильными ощущениями, которые появляются от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении. Через некоторое время дети могут создавать отпечатками пальцев рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы и величины. Параллельно с этим необходимо детям помогать делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, которые направленны на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины нужно сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке будут писать с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Все игры с песком можно разделить по трё м направлениям: обучающие, познавательные и проективные. Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте. Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной терапии способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
7. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
2. Знакомство (повторение) с правилами игр на песке.
3. Формулировка темы занятия.
4. Содержание занятия.
5. Итог занятия.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет исходя из целей и задач проекта. Она рассчитана на детей с разными речевыми проблемами, а также разным уровнем развития. Задания можно усложнять или упрощать в зависимости не только от проблем, но и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (2-3 человека, так и индивидуально.
8. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.
9. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей:
- улучшение тактильной чувствительности, движений мелкой моторики рук,
ориентации в пространстве;
- закрепление представления об окружающем мире;
- улучшение познавательных способностей;
- усовершенствование навыков коммуникации.
Для педагога :
- положительная динамика в речевом развитии детей.
Для родителей:
- сформировано представление о методике песочной терапии.
10. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный (сентябрь)
Сроки проведения Мероприятия
Сентябрь 2020г. - подбор литературы по теме проекта;
- разработка конспектов совместной деятельности логопеда и детей (Приложение №1 - №7);
- консультации для родителей по теме проекта, оформление папок-раскладушек, информационных стендов;
- проведение диагностики детей 6-7(8) лет.
II этап – основной (октябрь-апрель)
Октябрь 2020г. «Чувствительные ладоши»
Ноябрь 2020г. «Солнечная сказка на песке»
Декабрь 2020г. «Овощи, ягоды и фрукты – это витамины»
Январь 2021г. «Домашние животные»
Февраль 2021г. «Дикие животные»
Март 2021г. «Геометрические фигуры»
Апрель 2021г. «Жили-были динозавры»
III этап – заключительный (май)
Май 2021г. - проведение диагностики детей 6-7(8) лет;
- оценка качества результатов речевого развития детей после реализации проекта.
11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для организации процесса песочной терапии нам потребуются : световой планшет, классическая песочница, песок, коллекция миниатюрных фигурок, природный материал, кисти разного размера.
Световой планшет представляет собой конструкцию с невысокими бортами и светящимся дном, которое обычно подсвечивается белым светом, но его можно менять и на другие оттенки. По размерам и форме существуют разные модели. Материалы, из которых сделан планшет, это дерево и оргстекло. Оргстекло – это прочный материал, который «равнодушен» к ударам и царапинам. Стандартные размеры классической песочницы - 50х70х8 см. Где 50х70 см. – размер поля, а 8 см. – глубина. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. Работая с песком использовать пластиковые контейнеры нежелательно, так как в них песок не «дышит». Дно и борта такого ящика покрашены голубым цветом, так как этот цвет символизирует символ воды и неба. После того, как мы разобрались со световым планшетом и песочницей, мы их заполняем на одну треть или наполовину чистым, промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Время от времени используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить в духовом шкафу. Для организации игр с песком нам понадобится большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. Всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
12. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ПЕСКОМ
- У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
- Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
- Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.
- Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Правила поведения в песочнице :
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После игры в песке надо помыть руки.
Список литературы
1. Аромштам М. «Игры на влажном песке» Дошкольное образование. №12
2006
2. Андрунь С. «Чудеса из песка» Обруч. №3 2007
3. Бережная Н. Ф. «Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы
детей раннего и младшего дошкольного возраста» Дошкольная
педагогика. Июль, август 2006
4. Грабенко Т. М. «Игры с песком или песочная терапия» Дошкольная
педагогика. Сентябрь, октябрь 2004
5. Горошкова Л. «Игры с песком и водой» Дошкольное воспитание. №6/89
6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии»
7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Практикум по креативной
терапии» Сфера. 2001
8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Коррекционно-развивающие
и адаптирующие игры» Детство. 2002
9. Кичура В. В. «Конспекты занятий с использованием песочной
игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста» Дошкольная
педагогика. Май 2008
10. Кондратьева С. Ю. «Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с
ЗПР» Дошкольная педагогика. Май, июнь 2005
11. Сакович Н. А. «Технология игры в песок» Игры на мосту. 2008.
12. Ульянова Э. «Расти, репка на песке» Дошкольное образование. №12
июнь 2006
13. Шиманович Ю. «Тайна песочницы» Обруч. №4