Татьяна Дымнова
Пластилинография и ее виды как средство развития мелкой моторики рук у детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование воспитателя по самообразованию на тему "Пластилинография и ее виды как средство развития мелкой моторики рук у детей старшей группы».
Актуальность.
Публикация «Пластилинография и ее виды как средство развития мелкой моторики рук у детей старшей группы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по художественному твоврчеству так же весьма актуальна, так как именно художественное твоврчество способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Вышеизложенное убедило меня в актуальности выбранной темы: лепка нетрадиционной техникой обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь).
Цель работы по самообразованию:
Создание условий для развития у детей мелкой моторики рук, посредством систематичных занятий пластилинографией; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы по работе с пластилином, литературы о пластилинографии и ее видах, изучение новейших публикаций в интернете.
2. Разработать перспективный план работы с детьми в старшей группе по теме самообразования.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок для родителей и создать группу в социальной сети для родителей с наглядным изображением (работы воспитателя в качестве образца и работы детей) и кратким изложением того, что представляет собой пластилинография, ее значение в развитии личности.
5. Подготовить и провести мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебный мир пластилина. Обратная пластилинография».
6. Подготовить и провести открытое занятие в старшей группе по художественно – эстетическому развитию – лепке с использованием технологии «пластилинография».
7. Создать развивающую среду - художественный центр пополнить различными видами пластилиновых масс, пластилином, песочной массой, полимерной глиной, бусинками, крупным бисером, крупами различных видов, различными видами печаток, трафаретов, альбомами с образцами, алгоритмами, моделями и схемами.
8. Подготовить итоговую отчетную работу по теме самообразования в виде мультфильма из пластилина.
План составлен с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности, индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
Ожидаемый результат.
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. Планируется, что к концу учебного года дети:
- Реализуют познавательную активность.
- В интересной игровой форме обогатят свой словарь.
- Ознакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- Развивают сенсорные эталоны
- Развивают мелкую моторику рук.
Этапы работы:
1. Подготовительный (с 01.09.2021 г. по 01.11.2022 г.).
Диагностика детей, создание условий для реализации проекта. Освоить приемы надавливания, размазывания пластилина пальцами, выработать правильную постановку пальца, овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика, жгутика, косички; научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной (с 01.11.2021 г. по 01.04.2022г.).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.
3. Итоговый (с 01.04.2022 г. по 28.05.22 г.). Оформление результатов работы. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Диагностика.
Создание условий для реализации плана.
Выявить навыки и умения самостоятельного использования в работе основных приёмов лепки. Выявить уровень развития мелкой моторики рук.
2. "Соберём урожай"
Закреплять умения детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне.
3. "Яблоки поспели"
Учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность.
4. "Осенние деревья"
Продолжать учить детей скатывать маленькие разноцветные шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху. Познакомить детей со жгутами и жгутиками и их выкладыванием по нарисованному контуру.
5. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
6. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов).
7. Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей.
Октябрь
1."Воздушные шарики"
Продолжать учить детей скручивать жгутики и самостоятельно выкладывать их по нарисованному контуру.
2. "Котёнок"
Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура.
3. "Подсолнушки"
Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица.
4. Проект «Аквариум».
Проект призван к расширению знаний детей по ознакомлению с миром природы. К формированию активности родителей в совместной деятельности с детьми, интереса к развитию детей.
5. Оформление фотоочета по проекту в социальной сети Вконтакте.
6. Создание аквариума для рассматривания родителями и детьми.
Ноябрь
1. "Стол и стульчик для Мишутки""
Продолжать учить детей раскатывать столбики. Формировать умение лепить разные по размеру предметы.
2. "Ежики для мамы"
Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность, равномерно размазывая его подушечками пальцев. Учить самостоятельно украшать изделие.
3. "Солнце в тучах"
Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их подушечками пальцев на картоне, создавая нужную форму предмета. Скручивать жгутики и самостоятельно выкладывать их по нарисованному контуру.
4. "Чашка на блюдце"
Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами. Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали. Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину.
5. Оформление фотоочета в социальной сети Вконтакте.
Декабрь
1. "Кружатся снежинки"
Продолжать учить скатывать жгутики и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).
2. "Шустрый воробей"
Учить детей лепить из пластилина птицу, используя грецкий орех как основу.
3. "Зайчик на полянке"
Научить изображать зайчика из пластилина; упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.
4. "Ёлочка зелёная"
Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки.
5. Изучение интернет – ресурсов по изучаемой теме.
6. Провести открытое занятие с детьми средней группы для воспитателей по теме: «Рисование в технике обратные разукрашки».
Январь
1.«Зимние забавы. Снеговик пришёл к нам в гости».
Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из двух частей (шариков). Доводить изделие до нужного образца с помощью дополнительного материала.
2. "В гостях у сказки"
Закреплять умение детей делать из колбасок кольца одинаковые по размеру и ставить их друг на друга (колодец).
3. Оформление фотоочета в социальной сети Вконтакте.
4. Подобрать и изучить разные виды пластилина на современном рынке развивающих товаров для детей, их характеристики.
Февраль
1. "Лыжник"
Учить лепить сложные предметы, сочетая природный материал с пластилином. Упражнять в умении соединять части, прижимая их, друг к другу. Закрепить представления детей об одежде, названиях предметов одежды.
2. "Маленькие поварята"
Учить лепить из пластилина согласно собственному замыслу Продолжать знакомить с профессией повара.
3. "Самолёты"
Продолжать учить раскатывать столбики между ладонями движениями вперед-назад и соединять их. Упражнять в использовании стеки.
4. "Семья матрёшек"
Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие.
6. Оформление фотоочета в социальной сети Вконтакте.
Март
1. "Цветик - семицветик"
Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность.
2. "Рыбки в аквариуме"
(коллективная работа)
Учить сочетать в поделке природный материал (ракушки) с пластилином и оформлять изделие согласно собственному замыслу. Воспитывать чувство товарищества.
3. "Цыплёнок"
Учить создавать нужный образ из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу.
4. "Стоит в поле теремок"
Закреплять умение лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Воспитывать отзывчивость и доброту.
5. Рекомендация - консультация для родителей на тему: «Как выбрать пластилин?», подборка интересных и простых поделок из пластилина в нетрадиционных техниках для занятий с ребенком дома.
6. Оформление фотоочета в социальной сети Вконтакте.
Апрель
1. "Железная дорога"
(коллективная работа)
Продолжать учить раскатывать из шариков столбики и составлять из них задуманный предмет. Закреплять умение соединять части, прижимая их друг к другу, обрезать стекой лишние части столбиков. Воспитывать чувство товарищества.
2. "Звёздное небо"
Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону (звёзды).
3. "Утки прилетели"
Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой.
4. "Пасхальное яйцо"
Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластилина на картон тонким слоем. Упражнять в украшении изделия узорами при помощи стеки.
5. Оформление фотоочета в социальной сети Вконтакте.
6. Подготовить и провести мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебный мир пластилина. Обратная пластилинография».
Май
1. "Цветные зонтики"
Закрепить умение детей лепить шар и сплющивать его между ладоней, придавать полученному диску нужную форму. Закреплять умение детей самостоятельно украшать изделие (налепом пластилина).
2. "Аист на крыше - мир на земле"
Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами.
3. "В гости к нам пришла улитка"
Продолжать учить раскатывать из шарика столбик и сворачивать его в спираль, оттягивать и закруглять концы.
4. Бабочка на цветке"
Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем. Учить составлять сюжетную композицию.
5. Подведение итогов.
6. Итоговая диагностика.
7. Итоговое занятие в виде создания мультфильма из пластилина.
8. Отчет педагога по теме самообразовния: создание презентации по итогам работы (работы детей).
9. Оформление фотоочета в социальной сети Вконтакте.
Список литературы:
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
3. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
4. Давыдова Г. Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
6. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. - 111 с.
7. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 5-6 лет" Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв. вкл.
9. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
10. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
11. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
12. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009.