Папки-передвижки

План кружка по экспериментированию «Почемучки»

Людмила Горбунова
План кружка по экспериментированию «Почемучки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму”

(китайская пословица)

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Публикация «План кружка по экспериментированию „Почемучки“» размещена в разделах

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые

знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Программа дополнительного образования «Почемучки» является программой познавательной направленности, созданной на основе методических пособий.

Программа дополнительного образования направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 6 до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Актуальность программы

заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Отличительные особенности программы от уже существующих:

Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Все занятия проводятся в игровой форме.

Цель программы: Формирование познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи программы

Обучающие:

- формировать у детей конкретные представления о предметах и их свойствах;

- cтимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- расширить представления об объектах окружающего мира;

- обучить самостоятельному планированию исследовательской деятельности: постановке целей, построению алгоритма действий, прогнозированию результатов.

Развивающие:

- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

- совершенствовать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-воспитание активности, дисциплинированности, самостоятельности и наблюдательности;

- поощрение инициативности и независимости в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию;

- создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде;

- воспитание аккуратности и ответственности в работе через выполнение трудовых поручений.

Принципы построения программы:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Связь обучения с жизнью.

5. Систематичность занятий.

6. Доступность материала.

7. Повторность материала.

8. Разнообразие тематики и изобразительных техник.

Формы и режим занятий: групповая, занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования, любое задание переходит в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено и проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 25 мин. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Ожидаемые результаты детей:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Направления опытно-экспериментальной деятельности :

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде

неживая природа: воздух, почва, вода, магниты.

человек: рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментирования :

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Показатели сформированности познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников по А. И. Савенкову

Критерии

Уровни Знания Оценочный Деятельностный

высокий Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы, Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца

средний Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен. Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца

низкий Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы. Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам.

Все диагностики проводятся методом наблюдения, данные обрабатываются в сводную таблицу. Эффективность реализации темы определяется увеличением % детей, повысивших свой уровень.

Учебно-тематический план кружка

по экспериментальной деятельности «Почемучки»

п/п Наименование блоков и тем Количество часов

Всего

Количество занятий мин Теория Практика

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Тестирование детей.

2. Тестирование детей

Октябрь 5 150 70 80

1 Введение. Измерение величин 2 60 40 20

2 Вещество. Песок и глина 3 90 30 60

Ноябрь 4 120 40 80

3 Вещество. Камни. 4 120 40 80

Декабрь 4 120 40 80

4 Вещество. Воздух и его свойства 4 120 40 80

Январь 4 120 50 70

5 Вещество. Вода и ее свойства 4 120 50 70

Февраль 3 90 30 60

6 Вещество. Магнит и его свойства 3 90 30 60

Март 4 120 50 70

7 Свойства материалов 4 120 50 70

Апрель 4 120 40 80

8 Растения 4 120 40 80

Май 4 120 30 90

9 Почва 2 60 20 40

Диагностика 1 30 5 25

Отчет о проделанной работе, открытые занятия 1 30 5 25

Итого: 32 960 350 610

Содержание программы:

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

1. Знакомство с оборудованием для экспериментов. Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием Материалы лаборатории.

«Вещество

Песок и глина» Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка 1. Песчаный конус

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы На прогулке: следы на песке

П/и «Мы – песчинки»

2. Из чего состоят песок и глина?

Песок, глина, лупа Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома» Чтение сказки «Глиняный парень»

3. Проходит ли вода через песок и глину?

Стаканы, вода песок, глина, палочки Д/и «Что я построю из песка»

Лепка игрушек из глины

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Вещество. Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

1. Какими бывают камни?

Наборы речных и морских камней. лупа, пластилин, керамзит, лимон,гранит, кремень,сахар, соль, Фото - памятники Беседа: «Какими бывают камни?»

На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства) Чтение сказки И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки»

2. Тонут ли камни в воде?

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой,

салфетки на каждого ребенка, керамзит, гранит, Строительные игры (Строительство и украшение построек)

Игра «Камень, ножницы, бумага» Чтение рассказа Л. Толстого «Галка»

3. Живые камни

Мел,известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь Выкладывание рисунков из камней.

П/и «Камень – беги»

4. Могут ли камни менять цвет? Наборы разных камней, емкость с водой Д/и «Что сделано из камня?»

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Вещество. Воздух и его свойства»

Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить

знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

1. Знакомство со свойствами воздуха

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки Беседа: «Воздух – это газ»

На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха) Чтение рассказа «Воздух – невидимка»

2. Сухой из воды

Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки Ручной труд «Смешарик»

(клеевые нитки на шарик)

3. Сколько весит воздух?

Воздушные шары, линейка, нитки, стакан с водой, пустой стакан, весы Познавательная пятиминутка «Давление воздуха»

Рисование мыльными пузырями

4. Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см)

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами). Конструирование: изготовление вертушки

Игра «Буря в стакане» Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…»

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Вещество Вода и ее свойства»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды:

прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ 1. Превращения капельки

Цель: дать детям представления о том, что вода может быть в трё х состояниях: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар). Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка Беседа: «Вода и жизнь»

На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками Чтение рассказа «Твердая вода»

2. Куда исчезла вода?

2 стакана с водой, крышка Беседа: «Вода – помощница» Отгадывание загадок.

3. Разная вода

(море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая) Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень»

4. Как движется вода? Кастрюля с горячей водой, крышка,лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

картинка «Круговорот воды в природе» «Круговорот воды в природе» Чтение рассказа «Почему идет дождь»»

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Вещество. Магнит и его свойства» Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 1. Притягивает – не притягивает

Цель:

Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые

предметы На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит. Чтение сказки о Магнитолике.

2. Действует ли магнит через другие материалы?

Цель:Познакомить детей с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. Магнит на палочке, различные пуговицы, компас Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом» Сказка «Колобок на магнитный ладок»

3. Как достать скрепку из воды, не замочив рук?

Цель:Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Банка с водой, скрепка, магнит Игра «Помоги Зайчику»

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Свойства материалов» Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. 1. Родственники стекла

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности. Чтение сказки

«Осколок стекла»

2. Мир бумаги

Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. Изготовление поделок из бумаги стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”

3. Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: Д/и «Из чего сделано»

4. Мир дерева

Цель: расширить знания детей о свойствах дерева Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой - Наблюдение на прогулке за деревьями.

Беседа: «Приключение карандаша» Загадки по теме

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Растения»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет, воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. 1. Как веточка тополя весну встречала.

Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность. Веточка тополя, ваза с водой Игра «Хорошо – плохо» Чтение сказки П. А. Синявского «Сказка про лекарственные растения»

2. Нужен ли корням воздух?

Цель:Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. На прогулке: наблюдение за растениями под снегом

3. Растения пьют воду.

Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, емкость с водой Проращивание одинаковых семян

в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой) Чтение сказки «Домашний садик»

4. Растение может обеспечивать себя питанием.

Цель: познакомить со способами питания растений Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

Тема Задачи Экспериментальная деятельность Материал Дополнительная деятельность Художественное слово

«Почва»

Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе. 1. Из чего состоит почва?

Цель:показать из чего состоит почва Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа Д/у «Из чего состоит почва» Рассказ «Родная земля – кормилица людей»

Ирис Ревю

2. В почве есть воздух

Цель:показать, что в почве есть воздух Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя. На прогулке: прокопка почвы для посадки

3. Земля, пей водичку.

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). Загадки о земле-кормилице

4. Вытаптывание почвы.

Цель: Показать, что в результатевытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения). Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Литература

1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010

3. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011

4. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12.

5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

Список литературы для детей и родителей

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

2. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.

3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011.

Публикации по теме:

Авторская разработка. План работы кружка «Хочу всё знать!» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение городское поселение Игрим, Берёзовского района, ХМАО-Югра, Тюменской области.

Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки»Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки» На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экс-периментирование. Главное его достоинство в том, что в процессе экспери-ментирования.

Перспективный план кружка «Ладушки» в подготовительной группе Содержание 1.«Что летом родиться, - зимой пригодиться», Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание.

Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Октябрь Дымковская игрушка 1. «Дымковская барышня» (конструирование из бумаги.

Перспективный план работы кружка по познавательно-речевому развитию «Мир вокруг нас» Тема занятия Цель занятия Сроки провед. 1 Земля -наш общий дом 1. Подвести детей к пониманию того, что мы все-жители одной планеты Земля.

План-конспект занятия кружка по пластилинографии «Тюльпан» (средняя группа)План-конспект занятия кружка по пластилинографии «Тюльпан» (средняя группа) Тема: Тюльпан. Цель: Развивать творческие способностей детей посредством пластилинографии. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с многообразием.

План кружка по футболу и хоккею. Для детей старшего и подготовительного возраста. План работы кружка «Футбол и Хоккей» на 2015-2016 год. Подготовила: воспитатель Кормителева Л. Э. Актуальность. «С раннего детства любимой.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План кружка по экспериментированию «Почемучки»
Опубликовано: 30 января 2023 в 12:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД