Елена Маврова
Подвижные игры и упражнения с элементами нейрогимнастики с использованием координационной лестницы с детьми с ТНР в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Применение подвижных игр и упражнений с элементами нейрогимнастики с использованием координационной лестницы на занятиях физической культурой с детьми с нарушениями речи в ДОУ».
Публикация «Подвижные игры и упражнения с элементами нейрогимнастики с использованием координационной лестницы с детьми с ТНР в ДОУ» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Координационная скоростная лестница
- Нейропсихологические игры и занятия
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Многими учёными подтверждается тот факт, что в последнее время в ДО увеличивается количество детей, нуждающихся в специализированной помощи дефектолога, логопеда.
Исследователи указывают на взаимосвязь психического и физического развития ребёнка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Многие исследователи отмечали тесную взаимосвязь развития речи и общей моторики.
Особенности физического развития детей с ТНР состоят в том, что такие дети отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Кроме речевого дефекта у детей часто наблюдаются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной и костно-мышечной систем организма.
Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями.
Специфично поведение и психическое развитие детей с ТНР. Им характерна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И, наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность.
Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям, из–за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.
Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ТНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Внимание направлено на формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений, формирование и развитие умения использовать физические упражнения рационально при осуществлении самостоятельной двигательной деятельности, формирование и воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах.
Основными задачами в работе с детьми с ТНР являются следующие:
- создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей;
- повышение физиологической активности органов и систем детского организма;
- коррекция речедвигательных нарушений;
- формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений.
Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием оказывает положительное влияние на сформированность мозговых процессов у детей при условиях правильной организации этой технологии.
Инструкторы по физической культуре активно продолжают поиск новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы.
Один из таких приемов — включение в физкультурные занятия элементов нейрогимнастики в подвижные и малоподвижные игры, состоящих из упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на изменяющуюся ситуацию, сенсорное стимулирование, давая мозгу возможность решать привычные задачи непривычным способом.
Упражнения и игры на координационной лестнице способны решать задачи нейропсихологии и образовательной кинезиологии («Гимнастики мозга»).
Игры на координационной лестнице :
1. улучшают мыслительную деятельность;
2. синхронизируют работу обоих полушарий мозга;
3. способствуют запоминанию и творческому самовыражению;
4. повышают устойчивость внимания;
5. способствуют улучшению осанки и общей координации тела;
6. снимают напряжение, помогают регулировать поведение.
А значит, развивают умение хорошо владеть своим телом, координацию движений, скоростно-силовые качества, крупную и мелкую моторику рук, ловкость, тем самым сохраняя и укрепляя психофизическое здоровье ребёнка.
Что такое координационная лестница? Это универсальный тренажёр, состоящий из 6-12 гибких пластиковых перекладин, соединённых между собой стропами (верёвками, образующих ячейки - «квадраты». Размеры ячеек можно варьировать от 37см до 40 см в зависимости от вида движения.
Лестница применяется в разных видах детской деятельности:
-в утренней гимнастике;
-в ООД;
-в физкультминутках и динамических паузах;
-подвижных играх на прогулках;
-самостоятельной двигательной деятельности.
Такие игры не требуют большого пространства, могут использоваться в групповой комнате. Помимо развития психических процессов способствуют сплочению коллектива, положительному эмоциональному настрою ребёнка, саморегуляции поведения, развитию сенсомоторных навыков.
Представляю Вашему вниманию несколько игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями.
Средний дошкольный возраст.
1. Игра «Орешки для белочки».
Атрибуты: 2 координационных дорожки, набор шариков для сухого бассейна или набор кубиков (по три-пять на каждого ребёнка).
Ход игры:
Дети стоят у каждой ячейки одной из лестниц. Рядом в ячейках по три-пять шариков (кубиков). По сигналу дети начинают переносить по одному шарику в ячейку напротив (заранее обговариваются ячейки, задача: взять одной рукой шарик, перенести в ячейку напротив, затем взять другой рукой. Кто перенёс все шарики, встаёт рядом, подняв руки вверх.
2. Игра «Чей поезд быстрее соберётся».
(для среднего и старшего возраста)
Атрибуты: 2 координационные лестницы.
Ход игры:
Для среднего возраста. Дети встают в «вагоны поезда» - ячейки лестницы, запоминают свои места. На сигнал: «Остановка!» - бегут по залу врассыпную, на сигнал: «По вагонам!» - встают в свои ячейки – «вагоны».
Для старшего возраста с усложнением. Дети изображают «поезд», запоминают, кто за кем. Встают друг за другом перед лестницей, по сигналу начинают идти по ней, не наступая на перекладины. Задача: на каждый шаг одной ногой встать в одну ячейку, на следующий шаг другой ногой встать в следующую ячейку, руками хлопнуть в ладоши на каждый шаг. Дети проходят круг и останавливаются в КЛ, на сигнал: «Остановка» - дети выходят из «поезда» и двигаются врассыпную. На сигнал: «Быстро в поезд!» - дети находят своё место в поезде - «занимают свой вагон-ячейку». Побеждает команда, быстрее занявшая свои места.
2. Игра «Найди свой кубик» (для среднего и старшего возраста).
Атрибуты: кубики разных цветов по одному на каждого ребёнка (мелкие резиновые игрушки, координационная лестница.
Ход игры.
Простой вариант. На одной половине группы (зала) расположена координационная лестница. Дети выбирают кубик, запоминают цвет, и кладут его в любую ячейку – «домик». На сигнал двигаются врассыпную. По команде: «Стоп!» - останавливаются, закрывают глаза. В это время взрослый меняет местами кубики, затем по команде лети открывают глаза и находят свой кубик, берут его в руки и встают в «домик», где лежал их кубик.
Вариант с усложнением. На одной половине группы (зала) расположена лестница. Дети стоят врассыпную и держат в руке кубик своего цвета. По команде они двигаются врассыпную по группе с упражнением : поднять колено, кубиком коснуться колена, переложить кубик, коснуться другого колена. По команде: «Кубик в домик!» дети кладут кубик в любую ячейку. По сигналу: «Беги!» дети бегают врассыпную, на сигнал: «Найди свой кубик!» - ищут свой кубик и встают в ячейку, подняв кубик вверх.
Старший дошкольный возраст
1. Игра «Повтори за мной».
Атрибуты: координационная лестница.
Ход игры:
Дети выбирают водящего. Водящий встаёт перед детьми, а дети — каждый через ячейку лестницы. Водящий показывает разноимённые движения для рук и ног — дети повторяют за ним, кто ошибается, выходит из ячейки, делая шаг назад.
2. Игра «Кузнечики, пчёлы, жуки».
Атрибуты: координационная лестница.
Ход игры:
Дети встают в ячейки КЛ, на сигнал: «Кузнечики» - дети прыгают из ячейки в ячейку вперёд-назад на двух ногах, с хлопком на каждый прыжок перед собой и за спиной; на сигнал «Пчелы» - кружатся вокруг себя и жужжат, со сменой рук: одна рука к плечу, другая – вверх; на сигнал «Жуки» - присесть в группировку.
Кто ошибается, отходит назад. Задача: стараться не задеть лестницу.
3. Игра «Поварята».
Атрибуты: координационная лестница.
Ход игры : В логопедической группе на занятии в играх мы закрепляем названия овощей или фруктов и т. д. в зависимости от лексической темы. В данной игре дети превращаются в овощи, из которых надо сварить борщ. Дети встают в круг. Задача детей придумать, каким он будет овощем (можно заранее, назвать себя и передать ладошкой эстафету следующему игроку. Одной рукой ребёнок принимает эстафету, другой передаёт. По сигналу: «Овощи, в кастрюлю!» - дети занимают любую ячейку лестницы и взявшись за руки, прыгают на месте на двух ногах, изображая варку овощей в кастрюле. На сигнал: «Овощи сварились, в тарелку!» - дети выбегают из лестницы и быстро встают в круг.
4. Игра «Поезд».
Атрибуты: 1-2 координационные лестницы.
Ход игры : Дети встают в ячейки лестницы, запоминают порядок. В игре важно взаимодействие в группе детей. Каждый ребёнок представляет себя вагоном поезда
, один – паровозом. По сигналу: «Паровоз едет» - первый ребёнок, изображающий паровоз, выбегает из лестницы и бежит назад к игроку, стоящему последним, огибает лестницу, последний ребёнок –«вагон» «прицепляется» к «паровозу», затем следующий, пока все «вагоны» не прикрепятся к паровозу. Поезд объезжает лестницу вокруг, а затем дети последовательно «отцепляются» от «паровоза" и встают на свои места. Последним встаёт «паровоз».
Задача детей: последовательно друг за другом прикрепится к паровозу, не отцепиться при движении и вовремя отцепиться - встать последовательно на свои места.
5. Игра «Ловкая пара».
Атрибуты: 2 координационные лестницы, набор шариков цветных для сухого бассейна.
Ход игры : две лестницы расположены по двум сторонам зала на расстоянии 2-3 метра друг от друга. В ячейках через одну лежат 3-5 шариков одного цвета (причём противоположных ячейках мячи должны отличатся по цвету).
Дети распределяются в пары и встают друг против друга около своих ячеек. Задача детей по сигналу перенести шары из своей ячейки в ячейку партнёра по игре последовательно, беря один шарик сначала правой, затем левой рукой. Вариант: при встрече партнёры хлопают друг друга в ладоши, как бы передавая эстафету. Когда все шарики будут перенесены в противоположную ячейку, нужно встать рядом с ячейкой, подняв руки вверх. Примечание: приветствуется помощь в паре: если шарик выкатился из ячейки любой ребёнок в этой паре может положить его на место, таким образом помогая другу.
6. Игра «Смена мячей.
Атрибуты: мячи большие и малые или разного цвета по количеству детей (кубики, 2 координационные лестницы.
Ход игры:
2 лестницы разложены по двум сторонам группового помещения. У детей по 2 мячика. Большой мяч они кладут в одну из лестниц так, чтобы в каждой ячейке по мячу. Запоминая, где его «домик». А малый мяч держат в руках. По сигналу дети двигаются по группе с перекладыванием или перебрасыванием мяча из руки в руку (в зависимости от возможностей ребёнка). На сигнал: «Смена мячей» - дети бегут к своему большому мячу, лежащему в ячейках, малый мяч кладут, большой берут и переносят в противоположную ячейку, куда встают, подняв мяч вверх.