Елена Безрукавенко
Поведение ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
За короткий период дошкольного детства ребёнок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям,манерам, жестам,у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно. Уже на третьем году жизни малыша не удовлетворяют игры в одиночку, он ищет общения со сверстниками, испытывает потребность к совместной с ними деятельности. Ребенок,подражая,усваивает многие правила поведения. Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых. Основная задача - воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами,руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками,управлять своими желаниями. Каковы пути и средства воспитания у детей нравственного поведения?
Публикация «Поведение ребёнка» размещена в разделах
Маленькому ребенку прививают те навыки,о котором говорится в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима,с самообслуживанием и гигиеническими требованиями.
Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации,иначе у него не выработается положительный стереотип поведения. Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен усвоить, осмыслить,как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду,на улице и в общественных местах.
С этой целью ребенка обучают правилам,связанным с соблюдением чистоты,опрятности,общения и речевого этикета,правилам,помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми,правилам вежливости,поведения за столом и др. С правилами знакомят постепенно в естественных ситуациях,с учётом возраста детей.
Важно,что в семье выполнение любого правила было обязательным. Чтобы руководствоваться ими,ребенку недостаточно знать их. Необходимо учитывать что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На что указывал А. С. Макаренко,говоря,что между пониманием ребенка, как нужно поступить и привычным способом поведения "Есть какая-то канавка маленькая, и нужно эту канавку заполнить опытом. "
Если в семье от ребенка требуют благодарить за услугу,вежливо обращаться с просьбой,убирать за собой вещи и игрушки,то эти действия повторяясь ежедневно,из обязательных,совершаемых под влиянием взрослого,превратятся постепенно в привычные,естественные,вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Полезно упражнять ребенка в выполнение правил и в естественных,и в специальных создаваемых ситуациях, использовать для этого различные поручения,задания, игры. Когда ребенок выполнил поручения, можно спросить его: "Расскажи,как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?" Это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Для расширения представлений детей о культуре,отношений между людьми,воспитатели и родители используют ролевые игры. ("Магазин", "Почта" и т. д.)
Вводя любое правило,надо разъяснять его смысл. Если ребенок понимает,почему оно необходимо и знает,как его выполнять,то он овладевает нужными способами поведения быстрее.
Маленькому ребенку необходимо разъяснить то,что взрослому вполне понятно.
Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом,полезно еще и сказать способы его выполнения. Например: как сидеть за столом,пользоваться ложкой и вилкой,содержать в порядке свои вещи и беречь их и т. д. Показ в сочетании со словом помогает ребенку понять,что от него хотят. Это особенно важно в работе с малышами. Ему можно сказать :"Делай,как я" или "Как твой брат" ,прокомментировать свои действия или действия брата,дать им оценку. Прием параллелизма,опирающийся на детскую подражаемость и стремление к самостоятельности,исключает излишнее назидания,наставления. Ребенку хорошо равняться на "образец" ,так как он видит и действует одновременно. Чем меньше ребенок,тем меньше он способен контролировать свое поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому взрослые постоянно напоминают малышу о соблюдение правил. Подсказывая детям,как надо поступить,он как бы программирует их действия, предотвращает отрицательные проявления.