Сафонова Анна
Развитие интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие интереса к художественной литературе"
Высказывания Василия Александровича Сухомлинского: Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества, душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое.
Публикация «Развитие интереса к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в следующем- ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Петровна Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Самуил Яковлевич Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
На сегодняшний день проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей, ребенку интерес гаджет нежели книга, так как ребенок берет пример со взрослого. Отсюда формируется клиповое мышление. В дальнейшем в школе ребенку книга становится не интересна. Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
Для решения поставленных задач используются следующие планируемые результаты - в ранний возраст: ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматривает картинки. В младшем дошкольном возрасте ребёнок владеет активной речью, проявляет интерес к стихам, сказкам, рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; К четырем годам: ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого; понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения; ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении.
Развитие интереса к художественной литературе на разных возрастных этапах. Задачи- Ранний возраст активизировать речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами. Младший дошкольный возраст -подводят к различению жанров. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него). От 3 до 4 лет -обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы; формировать навык совместного прослушивания выразительного чтения и рассказывания, способствовать восприятию и понимания содержания и композиции текста. В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию жанров фольклора, и художественной литературы, знать основные особенности жанров произведения. Театрализованные игры- игры -драматизаций и игры с фигурами разных видов настольного стендового и кукольного театров.
Для решения поставленных задач используются следующие формы организации - Занятие (фронтальное, подгрупповое, индивидуальное);Чтение взрослого в режимных моментах. Инсценирования произведения. Беседа после прочтения. Рассматривание иллюстраций. Игры –драматизаций. Участие в постановках мини –спектаклях. Вечера литературных развлечений.
Задача работы с родителями- Установление контакта с родителями, активное привлечение их к совместной работе по литературному воспитанию и развитию детей. Формы: Консультации Беседы, выставки тематические, анкетирование, тематическое собрание Задача работы с детьми: обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной. формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания.
способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения.
Методика работы с художественной литературой :
Ранний возраст -чтение (рассказывание) взрослого; Рассматривание иллюстраций. Беседа после чтения. Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол. Младший дошкольник -чтение (рассказывание) взрослого; Рассматривание иллюстраций. Беседа после чтения. Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол; игры драматизации. От 3 до 2х лет-Чтение взрослого; Беседа после чтения, игры –драматизации, участие в постановках мини-спектаклей,вечера литературных развлечений. Средняя группа от 4 до 5 лет- чтение (рассказывание) взрослого; последующая беседа, рассматривание иллюстраций, моделирование, театральные игры.
Таким образом художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.