МААМ-картинки

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Наталья Гукова
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Окружающий нас мир велик и разнообразен, включает в себя социум, мир природы, мир предметов созданных человеком.

Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Публикация «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить его самостоятельно ориентироваться и действовать в нем.

Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а в организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что–то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию.

В наше время, когда поток различной информации поглощает не только взрослых, но и детей, важно направить неокрепший ум ребенка в нужное русло.

Ребенок должен овладеть методом умственной работы, умением думать, правильно анализировать, синтезировать.

Чтобы приучить ребенка думать и мыслить, надо сделать этот процесс интересным и занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает дидактическая игра. Дидактические игры направлены на обогащение опта детей знаниями и сведениями об окружающем мире.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший уникальную особенность детей, - предприимчивостью обучению в игре, с помощью игр и игрушек.

Чаще всего игры соответствуют тематике текущих занятий в различных видах детской деятельности (развитие речи, ФЭМП, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим миром и т. д.).

Структурные компоненты дидактических игр (замысел, правила, обучающая задача, игровые действия) предполагают активное отношение ребенка к сообщаемым и усваиваемым представлениям.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит «в повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются в мозгу» (Е. И. Тихеева). Все это говорит дидактической игре как удобном эффективном способе проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.

В процессе ознакомления детей с окружающим миром и накопления у них познавательного опыта выделены три группы игр:

- на получение информации о предмете;

- на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего);

- на развитие стремления к творческому преобразованию окружающего мира.

К первым относятся игры: «Что лишнее?», «Найди пару», «Скажи, как используют этот предмет», «Подбери предметы с одним назначением».

В играх второй группы дети исследуют объекты для выяснения существенных связей в системах «Человек – природа», «Природа – человек-

предмет»: «Наши помощники», «Что звучит?», «Бумага, какая она?», «Когда это бывает?», «Удивительное стекло», «Мир тканей».

Игры третьей группы «Назови по – другому», «Можно – нельзя», «Эволюция предметов», «Кто интереснее закончит рисунок?».

Система дидактических игр имеет педагогическую ценность, направленную на формирование личности ребенка, способствующую накоплению знаний об окружающем мире.

В старших группах дидактическая игра может проходить как часть мероприятия или в блоках: совместная деятельность в подгруппе, в самостоятельной деятельности (знакомая игра, в индивидуальном блоке (как неусвоенный материал).

Развивающая среда в группе способствует накоплению у детей познавательного опыта. В каждой игровой зоне можно поговорить о предметах, их свойствах, качествах, сравнить и т. д. Для наглядного подкрепления целесообразно использование метода мнемотехники.

В уголке художественного творчества – предметы для рисования, принадлежности, бумага.

В уголке природы – растения, схемы, модели по способу ухода за ними, по взаимосвязи света, полива и роста растений.

Конструктивный уголок – строительные детали разной формы и различного материала, схемы построек, альбомы с различными типами построек.

Кукольный игровой уголок – одежда, посуда, продукты овощи фрукты, бытовая техника.

Музыкальный уголок – музыкальные инструменты.

Театральный уголок - театральные игрушки, герои сказок, маски.

Уголок экспериментирования – предметы для опытов и экспериментов: лупы, магнит, различные природные материалы и т. д.

Уголок по речевому развитию – подбор загадок по всем разделам окружающего мира, подборка игр.

Уголок по развитию элементарных математических представлений – развивающие игры.

Предметные тематические выставки: «От лучины до лампочки» (лучина – свеча – керосиновая лампа – лампочка); «От бревна до парохода» (бревно – плот – деревянная лодка – парусник – пароход).

При организации и проведении дидактических игр и игр – мероприятий важно создать особую атмосферу, которая позволит ребенку реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к окружающему миру. Необходимо сотрудничество воспитателя и ребенка.

В старшей группе при организации специально организованного обучения по формированию познавательных способностей акцент делался на предметный мир, дети учились описывать предмет с помощью условных символов, по схеме определяли принадлежность предмета к природному или рукотворному миру, отгадывали его по названию признаков

Дети устанавливали причинно – следственные связи между явлениями окружающей среды и предметом (мороз – шуба, дождь – зонт, волосы – расческа и т. д., учились определять функции в назначении предметов, облегчающих труд в быту. Для этого в группу были внесены игрушки по теме «Бытовая техника».

Дети приходили к пониманию того, что предмет – результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию, закрепляли умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему. Для этого так же использовались методы с использованием наглядной модели – мнемотаблицы, пиктограммы, схемы, звуковые дорожки, и т. д.

Предлагаем примерное перспективное планирование по использованию дидактических игр для формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

Октябрь

- «Что где растет?» (модель – этажи леса);

- «Что из чего сделано» (разные материалы);

- «Овощной магазин» (продавец);

- «Лесной магазин» (грибы, ягоды).

Ноябрь

- «Живая природа» (фрукты);

- «Удивительное стекло» (разные материалы);

- «Где живут люди» (ближнее окружение);

- «Что предмет расскажет о себе?» (грузовой транспорт).

Декабрь

- «Все, что близко» (модель улицы);

- «Каждому предмету – свое время» (транспорт: от кареты до автомобиля);

- «Воображаемые ситуации» (едем в путешествие).

Январь

- «Живая природа» (зима);

- «Чьи это вещи?» (одежда);

- «Угадай, какой предмет загадан» (посуда);

- «Про меня самого» (мои любимые праздники).

Февраль

- «Наши улицы» (модель города);

- «Что было, что будет» (неживая природа, свойства воды, снега, льда);

- «Каждой вещи – свое время» (одежда по сезонам);

- «Кто быстрее?» (классификация предметов по их материалам: кожа, резина, поролон).

Март

- «Живая природа» (дикие животные);

- «Кто где живет?» (модель леса);

- «Подбери вещи с одним назначением» (головные уборы);

- «Кому что нужно для работы» (профессия врач – медицинские приборы).

Апрель

- «Живая природа» (деревья, кусты, трава – модель леса);

- «Что сначала – что потом» (модель цветка: корень, стебель, листья, цветок);

- «Что куда?» (Что кладем в кастрюлю, что в шкаф).

Май

- «Когда это бывает?» (времена года);

-«Кто как передвигается» (насекомые: бабочка, кузнечик, гусеница).

Литература

1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.

2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., 2007.

3. Дыбина О. В. Рукотворный мир. М., 2-14.

4. Фокина Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи. СПб., 1995.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Практическое познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Фруктовый коктейль Микс»Практическое познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Фруктовый коктейль Микс» Логинова Екатерина Викторовна Цель: Закрепить знания детей о фруктах и о том, каким необычным способом их можно использовать. Задачи: 1. Развивать.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Спортивно-познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День солнцеворота — Спиридонов день»Спортивно-познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День солнцеворота — Спиридонов день» Цель: уточнить знания детей о зимних народных праздниках. Задачи: - обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе; -развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2023 в 21:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД