Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Наталья Гукова
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Окружающий нас мир велик и разнообразен, включает в себя социум, мир природы, мир предметов созданных человеком.

Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить его самостоятельно ориентироваться и действовать в нем.

Главная задача обучения детей заключается не в передаче им готовых знаний, а в организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что–то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию.

В наше время, когда поток различной информации поглощает не только взрослых, но и детей, важно направить неокрепший ум ребенка в нужное русло.

Ребенок должен овладеть методом умственной работы, умением думать, правильно анализировать, синтезировать.

Чтобы приучить ребенка думать и мыслить, надо сделать этот процесс интересным и занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает дидактическая игра. Дидактические игры направлены на обогащение опта детей знаниями и сведениями об окружающем мире.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший уникальную особенность детей, - предприимчивостью обучению в игре, с помощью игр и игрушек.

Чаще всего игры соответствуют тематике текущих занятий в различных видах детской деятельности (развитие речи, ФЭМП, конструирование, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим миром и т. д.).

Структурные компоненты дидактических игр (замысел, правила, обучающая задача, игровые действия) предполагают активное отношение ребенка к сообщаемым и усваиваемым представлениям.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит «в повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются в мозгу» (Е. И. Тихеева). Все это говорит дидактической игре как удобном эффективном способе проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.

В процессе ознакомления детей с окружающим миром и накопления у них познавательного опыта выделены три группы игр:

- на получение информации о предмете;

- на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего);

- на развитие стремления к творческому преобразованию окружающего мира.

К первым относятся игры: «Что лишнее?», «Найди пару», «Скажи, как используют этот предмет», «Подбери предметы с одним назначением».

В играх второй группы дети исследуют объекты для выяснения существенных связей в системах «Человек – природа», «Природа – человек-

предмет»: «Наши помощники», «Что звучит?», «Бумага, какая она?», «Когда это бывает?», «Удивительное стекло», «Мир тканей».

Игры третьей группы «Назови по – другому», «Можно – нельзя», «Эволюция предметов», «Кто интереснее закончит рисунок?».

Система дидактических игр имеет педагогическую ценность, направленную на формирование личности ребенка, способствующую накоплению знаний об окружающем мире.

В старших группах дидактическая игра может проходить как часть мероприятия или в блоках: совместная деятельность в подгруппе, в самостоятельной деятельности (знакомая игра, в индивидуальном блоке (как неусвоенный материал).

Развивающая среда в группе способствует накоплению у детей познавательного опыта. В каждой игровой зоне можно поговорить о предметах, их свойствах, качествах, сравнить и т. д. Для наглядного подкрепления целесообразно использование метода мнемотехники.

В уголке художественного творчества – предметы для рисования, принадлежности, бумага.

В уголке природы – растения, схемы, модели по способу ухода за ними, по взаимосвязи света, полива и роста растений.

Конструктивный уголок – строительные детали разной формы и различного материала, схемы построек, альбомы с различными типами построек.

Кукольный игровой уголок – одежда, посуда, продукты овощи фрукты, бытовая техника.

Музыкальный уголок – музыкальные инструменты.

Театральный уголок - театральные игрушки, герои сказок, маски.

Уголок экспериментирования – предметы для опытов и экспериментов: лупы, магнит, различные природные материалы и т. д.

Уголок по речевому развитию – подбор загадок по всем разделам окружающего мира, подборка игр.

Уголок по развитию элементарных математических представлений – развивающие игры.

Предметные тематические выставки: «От лучины до лампочки» (лучина – свеча – керосиновая лампа – лампочка); «От бревна до парохода» (бревно – плот – деревянная лодка – парусник – пароход).

При организации и проведении дидактических игр и игр – мероприятий важно создать особую атмосферу, которая позволит ребенку реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к окружающему миру. Необходимо сотрудничество воспитателя и ребенка.

В старшей группе при организации специально организованного обучения по формированию познавательных способностей акцент делался на предметный мир, дети учились описывать предмет с помощью условных символов, по схеме определяли принадлежность предмета к природному или рукотворному миру, отгадывали его по названию признаков

Дети устанавливали причинно – следственные связи между явлениями окружающей среды и предметом (мороз – шуба, дождь – зонт, волосы – расческа и т. д., учились определять функции в назначении предметов, облегчающих труд в быту. Для этого в группу были внесены игрушки по теме «Бытовая техника».

Дети приходили к пониманию того, что предмет – результат творческой деятельности человека по его созданию и преобразованию, закрепляли умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему. Для этого так же использовались методы с использованием наглядной модели – мнемотаблицы, пиктограммы, схемы, звуковые дорожки, и т. д.

Предлагаем примерное перспективное планирование по использованию дидактических игр для формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

Октябрь

- «Что где растет?» (модель – этажи леса);

- «Что из чего сделано» (разные материалы);

- «Овощной магазин» (продавец);

- «Лесной магазин» (грибы, ягоды).

Ноябрь

- «Живая природа» (фрукты);

- «Удивительное стекло» (разные материалы);

- «Где живут люди» (ближнее окружение);

- «Что предмет расскажет о себе?» (грузовой транспорт).

Декабрь

- «Все, что близко» (модель улицы);

- «Каждому предмету – свое время» (транспорт: от кареты до автомобиля);

- «Воображаемые ситуации» (едем в путешествие).

Январь

- «Живая природа» (зима);

- «Чьи это вещи?» (одежда);

- «Угадай, какой предмет загадан» (посуда);

- «Про меня самого» (мои любимые праздники).

Февраль

- «Наши улицы» (модель города);

- «Что было, что будет» (неживая природа, свойства воды, снега, льда);

- «Каждой вещи – свое время» (одежда по сезонам);

- «Кто быстрее?» (классификация предметов по их материалам: кожа, резина, поролон).

Март

- «Живая природа» (дикие животные);

- «Кто где живет?» (модель леса);

- «Подбери вещи с одним назначением» (головные уборы);

- «Кому что нужно для работы» (профессия врач – медицинские приборы).

Апрель

- «Живая природа» (деревья, кусты, трава – модель леса);

- «Что сначала – что потом» (модель цветка: корень, стебель, листья, цветок);

- «Что куда?» (Что кладем в кастрюлю, что в шкаф).

Май

- «Когда это бывает?» (времена года);

-«Кто как передвигается» (насекомые: бабочка, кузнечик, гусеница).

Литература

1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., 1974.

2. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М., 2007.

3. Дыбина О. В. Рукотворный мир. М., 2-14.

4. Фокина Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи. СПб., 1995.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2023 в 21:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 марта. Час Земли

 В последнюю субботу марта по всей планете проходит экологическая акция «Час Земли». Организаторы этого мероприятия призывают всех людей с 20:30 до 21:30 отказаться от использования электричества —...

25 марта. День улитки на МААМ

Необычному существу, таскающему на спине собственный дом, посвящаем мы наш очередной тематический день. В природе существует много разновидностей улиток – некоторые из них живут на суше, а другие в реке...


Горячие темочки