Папки-передвижки

«Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Ирина Свинцицкая
«Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы

Скоро мы будем отмечать"День Славянской письменности и культуры". Подбирая материал для проведения мероприятия посвященному этой дате нашла очень хороший. Интересный. Пересмотрела его для своих ребятишек, подготовила презентацию для показа (предложенная ниже) и еще одну для использования воспитателями в группе (дополнительно) Презентацию: "Какие мы славяне" В ней подобрала материал о культуре, быте и одежде древних славян. С этим материалом дети познакомятся в своей группе с воспитателем. Хочу поделиться с Вами этим материалом.

Публикация «„Праздник славянской письменности“ (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

При подготовке использовала данные Интернета

Сценарий тематического мероприятия.

на фоне русской народной мелодии в костюме славянки, воспитатель встречает детей в оформленном зале.

Славянка: Здравствуйте, ребята! Проходите, присаживайтесь. Сегодня я пригласила вас не просто в гости, а на беседу, и начну её с загадки.

1. Черные, красивые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы).

- Как вы думаете, для чего нужны нам буквы? (Ответы детей). Правильно, чтобы писать книги.

- А зачем нужны людям книги? (Ответы детей).

- Сегодняшняя наша встреча посвящается знаменательному событию – созданию славянской письменности.

Славянка:

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается

Нынче братья Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

*на экране слайд с портретами Кирилла и Мефодия. (Слайд 2)

Воспитатель:

Хвалят братьев премудрых

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг своих просветителей.

*Дети старшей группы выходят на середину.

1-й ребенок:

Русоволосые, сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляки,

Скажите, кто мы?

Мы – славяне! (хором)

2 –й ребенок:

Своею статью все пригожие,

Все родные и все похожие,

Зовемся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Мы – славяне! (хором)

3-й ребенок:

Мы чтим березы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные,

Зовемся Маши, Юли, Тани,

Скажите, кто мы?

Мы – славяне! (хором)

*Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя!»

Славянка:

Разлюбезные милые детушки, расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома - терема рубить. И пряли, и ткали, в кузне мастерили, с глиной да деревом умели работать.

*(Показ слайдов 3-15).

Хорошими охотниками и рыбаками были. Могли и петь и хороводы водить. Много чего умели. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата, грамотные были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные всем славянам, а для этого нужно было буквы придумать для славян, такие, что бы все могли с помощью их прочитать текст.

Воспитатель:

В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской быль записывал монах.

Он писал зимой и летом, озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год про великий наш народ.

*(Показ слайда 16)

Славянка:

Спустя время братья создали азбуку для славян, которую назвали Кириллицей. А почему ей дали такое название? Да все очень просто. Кирилл придумал изображение этих букв, а после его смерти брат немного упростил их, чтобы легче запоминались, и в честь своего младшего брата Мефодий назвал буквы «кирилицами».

Каждая буква имела свое название: А - «Аз», Б - «Буки», В - «Веди» Названия букв должны были напоминать всем людям о таких словах, которые забывать нельзя никому и никогда: «добро» -Д, «живете» - Ж, «земля» - З, «люди» - Л.

*На экране появляется слайды (Показ слайдов 17, 18)

Воспитатель предлагает рассмотреть старославянские буквы (любуется ими)

Воспитатель:

О какие буквы дивные!

Красивые, видимо, старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны?

*Под музыку вбегают дети старшей группы, они - буквы (на одежде у детей пришитые буквы кириллицы).

Воспитатель: (удивленно)

Вы кто?

Буквы:

1. Я – буква ижица,

2. Я – фита,

3. Я – кси,

4. Я – пси,

5. Я – ять.

Воспитатель:

Вы красивы и веет от вас стариной,

Но наш алфавит стал иной.

Мне очень жаль и скорбно весьма,

Что из нашего исчезли вы письма.

Буквы:

1-я. Что значит исчезли? Разве мы не важны?

А старые вещи вам не нужны?

2-я. Керосиновая лампа тоже старье,

Но вы же не выбросили её.

Воспитатель:

Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.

Буквы:

3-я. Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4-я. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить.

5-я. Мы в старинных книгах живем,

И не только видом красивы

Мы читающим знания даём,

Неграмотен лишь тот, кто ленивый.

5-я. Нас Пушкин, Лермонтов, Барто писали,

Их книги вы уже не раз читали.

1-я. Мы, буквы очень всем нужны,

Мы, буквы в слове так важны.

Собираемся мы в слово,

А из слова будет речь!

2-я. Если не было бы букв,

Люди б не умели

Не писать и не читать,

И не было б общения.

Славянка:

Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит.

Тебе его беречь!

Воспитатель:

Русь талантами богата.

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

*(Показ слайда 19)

*Исполняется хоровод девочек средней группы с платочками в веночках.

Славянка:

1. Хочу я вам загадки загадать.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

2. На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы алфавита).

*(Показ слайда 20)

Воспитатель: Первая книга с алфавитом для детей называлась «Азбука в картинках» с ней в школе все ребята знакомились. По картинкам звуки называл и буквы учили.

*На экране появляется слайд с современными буквами. Алфавитом. Дети сравнивают их внешний вид (печатные буквы и прописные)

Воспитатель:

А теперь встречайте современную азбуку.

Азбука:

Ребята, а вы увидели на экране знакомые буквы? 9Дети отвечают) Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода, все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. А кто нибудь из вас знает пословицы и поговорки о буквах и словах?

*(Дети отвечают)

Азбука:

Молодцы, а хотите теперь поиграть с буквами. Предлагаю вам игру необычную. В ней вы не только своей быстротой удивите, а еще и знания свои покажите.

[i]*Игра «Назови букву» для старшей группы.

(Под музыку дети предают друг другу лукошко с буквами. Музыка затихает и ребенок останавливается. Тот ребёнок, у кого в руках лукошко, достаёт из него букву и называет её. (Воспитатель может усложнить игру предложив назвать слово целиком, указав нахождение буквы в слове. Если кто-то из детей не справляется, другие дети ему помогают)[/i]

Азбука:

А вот игра «Разложи картинки» для вас ребята. Разложите предметные картинки по группам. (1 группа – в них буква «О» в начале слова, 2-я группа картинок где буква «У» в конце слова)

*Игра для детей средне группы

Славянка:

Любит русский народ работать, но и любит отдыхать. Предлагаю вам отдохнуть и в игру поиграть.

*Проводятся народные, древнеславянские подвижные игры для средней и старшей группы.

Славянка:

Ну что, ребята, интересная была сегодня встреча, понравился вам мой рассказ? Приходите ещё ко мне в гости, а сейчас поблагодарим Кирилла и Мефодия за то, что они подарили нам алфавит, с помощью которого мы общаемся друг с другом, читаем и пишем.

*(Показ слайда 23-25)

Дети средней группы.

1ребёнок.

Буквы каждому нужны, буквы каждому важны.

2 ребёнок.

Составляем из них слово, а из слова будет речь!

*Под русскую народную музыку дети выходят из зала.

Приложение

Пословицы и поговорки.

1. Аз да буки — начало науки.

2. Азбука велика, а тридцать только слов в ней.

3. Народное слово — надежное слово.

4. Доброе слово окрыляет, а плохое убивает.

5. Хлеб ешь прожевывая, слово молви обдумывая.

6. Одно хорошее слово исцеляет раны тысяч сердец.

7. Слово, сошедшее с языка, утаить не сможешь.

8. Азбука к мудрости ступенька.

9. От хорошего слова миру светло.

10. Слово дороже золота.

11. Плохо жить без работы, худо без доброго слова.

12. Будь своему слову хозяин.

13. Слово не воробей, не поймаешь за хвост.

14. Удерживай слово, когда оно навредить может.

15. Языком не мели, а то будешь на мели.

16. Сказать редко, да метко.

17. Где больше двух — говорят вслух.

18. Первое слово дороже второго.

19. Слово — серебро, молчание — золото.

20. На великое дело — великое слово.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Праздник «Приключения клоунов Мармеладки и Шоколадки на празднике 8 Марта» для детей среднего, старшего дошкольного возраста «Приключения клоунов Мармеладки и Шоколадки на празднике 8 Марта» для детей средней, старшей групп Вход детей - танец «С сердечками» на.

Сценарий мероприятия «День славянской письменности» Действующие лица: 1. Дети старшей и подготовительной группы. 2. Ведущий 3. Филиппок 4. Степан 5. Дед (эпизодически) 6. Учитель Номера:.

Игры и упражнения по психогимнастике для детей среднего и старшего дошкольного возраста Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики.

Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.

Летний праздник «День цветов» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Предварительная работа: разучивание стихов, песен о цветах, разучивание танцевальных композиций. Изготовление шапочек цветов. Оформление.

Отчёт о проведении единого занятия к Дню славянской культуры и письменности за май 2014 годаОтчёт о проведении единого занятия к Дню славянской культуры и письменности за май 2014 года 24 мая - День славянской письменности и культуры. отмечается не только в России, но и в других славянский государствах. В нашем детском саду.

Проект «Неделя славянской письменности и культуры» .

«Масленица». Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста Развлечение "МАСЛЕНИЦА" Цель: приобщать детей к русским традициям, к родной культуре. Задачи: - знакомить с русским народным праздником.

Спортивно-музыкальный праздник «Поскорей бы подрасти, чтобы в Армию пойти!» для детей среднего-старшего дошкольного возрастаСпортивно-музыкальный праздник «Поскорей бы подрасти, чтобы в Армию пойти!» для детей среднего-старшего дошкольного возраста Спортивно-музыкальный праздник «Поскорей бы подрасти, чтобы в Армию пойти!» для детей среднего-старшего дошкольного возраста Цель: Пропаганда.

Викторина для обучающихся 10–12 лет «День славянской письменности и культуры» - Какова же цель празднования Дня славянской письменности и культуры? - В первую очередь, воздать благодарную память святым Кириллу и Мефодию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 20 мая 2017 в 18:29
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Свинцицкая (УИ 134100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД