Лаззат Жараспаева
Конспект занятия в формате электронной экскурсии «Преданья старины глубокой» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Преданья старины глубокой»
Тип занятия : интегрированное занятие.
Форма занятия : электронная экскурсия.
Возраст : старший дошкольный возраст.
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям крестьянской семьи.
Задачи:
Образовательная:
1. приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; 2. обобщить имеющиеся знания о малой Родине;
Публикация «Конспект занятия в формате электронной экскурсии „Преданья старины глубокой“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
3. обогатить словарный запас детей («Красный угол», «Бабий кут»);
4. расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа ( изба: её внутреннее убранство, особые места в русской избе).
Развивающая:
1. развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук;
2. умение выполнять несложные движения в хороводе, исполнять колыбельную песню без музыкального сопровождения, знания приёмов игры на деревянных ложках.
Воспитательная:
1. воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество;
2. доброжелательности по отношению к сверстникам;
3. желание узнавать новое.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы: словесный, познавательно-исследовательский, игровой.
Предварительная работа : экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы, разучивание колыбельных песени хороводных игр, игра на деревянных ложках.
Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта, деревянные ложки.
Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по Любино-Малороссам - загадки и Малой Родине», электронная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе» (ссылка https://www.maam.ru/users/716800)
Ход занятия:
Хозяйка (воспитатель группы) встречает детей, на подносе каравай.
Хозяйка: Здравствуйте, гости званые!
Хорошие гости всегда в пору!
Дорогих гостей встречают
Пышным, вкусным караваем, да с солонкой расписной.
Знаете ли вы, дорогие гости, почему я встречаю вас с хлебом-солью? (в знак уважения, радостного ожидания гостей)
Добрым гостям хозяин всегда рад!
(хозяйка кланяется и подаёт каравай ребенку, ребенок принимает каравай).
Хозяйка: Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Торопись скорей,
Собирайся в хоровод.
Хоровод – приветствие
Игра «Лента»
Вышел Лёша погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
(Дети выполняют движения по тексту игры, в конце игры все дети должны держаться в хороводе за ленту).
(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном)
Мальчик:Я узнал, что у меня,
Есть огромная семья.
И травинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое.
Это всё моё родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я.
Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?
Дети: О Родине.
Хозяйка: Как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина, это-то место, где он родился и вырос. Я предлагаю передавать глобусиз рук в руки и рассказать, о том, что такое малая Родина.
Игра «Передай глобус»
Предполагаемые ответы детей :
- это место где мы родились и живём.
- это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
- это место, где стоит наш детский сад.
-это место, по которому люди скучают, находясь в далёкой стране.
- это нашы Любино-Малороссы.
- это нашы Китайлы.
- это наш Любинский район.
- это наш город Омск.
Хозяйка: Правильно, в нашей большой стране России есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаювам отгадать загадки о своей малой Родине, о поселении Любино-Малороссы. Давайте отправимся на экскурсию и так внимание на экран.
Электронная презентация «Путешествие по Любино-Малороссам» - загадки о Малой Родине.
1. Много игрушек,
А так же ребят,
Теремок этот,
Зовётся… (Любино-Малоросский д/с)
2. Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Любино-Малоросская СОШ)
3. Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них. (Памятник Любино-Малоросского поселения павшим героям в ВОВ)
4. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Утварь всю мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в….(музей)
(Музей имени М. И. ЛощининойЛюбино-Малоросской СОШ).
(Музейная комната Любино-Малоросского ДК).
5. Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети (стадион Любино-Малоросского поселения)
6. В этом доме скучно не бывает
Поют, танцуют, гости приезжают.
И вы ходили выступать -
Петь, стихи читать и танцы разные плясать
(Любино-Малоросский ДК).
Хозяйка:Ребята, а давайте вспомним, как весело и задорно мы выступали на концерте и устроим концерт прямо здесь и сейчас. Разбирайте музыкальные ложки.
«Озорные ложки» - фонограмма
Хозяйка:А теперь давайте ребята сядем рядком, да поговорим ладком.
(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).
Хозяйка:Не всегда ребята так жили люди, как вы видели на экране. И мы с вами не зря в такой одежде- это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы.
Мы уже с вами путешествовали по Родной стране, малой Родине, а хотите узнать ещё что-нибудь нового об истории нашего народа, попутешествовать? Скажите где можно узнать о том, как жили в старину наши предки (книги, фильмы, музеи).А что такое музей? Сегодня мы побываем в музее, но это не совсем обычный музей. Это электронная музейная комната крестьянской избы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.
Ну, тогда, милости прошу в крестьянскую избу.
Электронная экскурсия по крестьянской избе.
На экране:
1 – общий вид крестьянской избы
2 – красный угол
Хозяйка: Главный в крестьянской избе - «Красный угол».
Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей)
Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на полочке-божнице расположены иконы с изображением Христа и Пресвятой Богородицы. Тут же располагался стол, за которым семья принимала пищу и усаживала дорогих гостей.
На экране:
3 - печь
Хозяйка: А это наша печь-толстушка. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Об этом нам сейчас расскажет наш экскурсовод (ребёнок группы).
Экскурсовод : С печью была связана вся жизнь крестьянина, печка стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати и без шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про нее в народе говорили, печка кормит, печка греет печка мать родная. Потому что печь на самом деле и кормила и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла, и парила, и умела делать еще много разных дел.
Хозяйка:А ещё у печки был помощник, с которым вы ребята уже знакомы, отгадайте про него загадку.
Из русской печи
Кашу тащит, калачи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил (ухват)
Русский народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните, в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей – «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Колобок»)
Слышится плач ребёнка в записи
На экране:
4 - люлька
Хозяйка:— Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)
Малыш лежит в кроватке,
Кроватка - люлькой называется.
Вешали её на крюке, забитом в потолке.
Как же его успокоить? (спеть колыбельную).
Давайте споём все вместе для малыша «Колыбельную».
Дети поют колыбельную песню:
Ой, баю, баю, баю,
Живёт котик на краю,
Он ни беден, ни богат,
У него много ребят,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
На экране:
5 – бабий кут
Хозяйка: Уложила мама своё дитя, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью пошла. И место для этого у неё быломежду печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё и инструменты-помощники – это веретено и прялка, при помощи, которых пряли нитки из шерсти животных, а из ниток вязали кофточки, носки и варежки.
На экране:
6 - сундук
Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. О нём нам сейчас расскажет наш второй экскурсовод (ребёнок группы).
Экскурсовод : В сундуке хранились дорогие вещи, деньги, ткани, обувь и одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные ина каждый день. К любому костюму, женскому или мужскому, обязательно был головной убор. Также в сундуке хранились украшения – бусы, серьги, ленты, а также гребни и зеркала.
Хозяйка: Так вот и жили - не тужили.
Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили.
Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали.
В будни работали - спины не разгибали.
По праздникам плясали, песни распевали,
Да так громко и звучно, что никому не было скучно.
Хозяйка: Мы показала вам то, что было в крестьянской избе. А теперь давайте вместе пройдём, расскажем и покажем о том, что же мы там увидели?
Физминутка «Я по горнице хожу»
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (взмах руки вправо и влево)
Упираемся о пол (притопы)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова. (хлопки)
Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом. Именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх. Таким образом, подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.
Я дарю, вам, гости дорогие, подковы-обереги, которые вы можете повесить на счастье в своём доме!
Хозяйка дарит подковы детям.
Рефлексия.
Хозяйка: Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)
С какими предметами старины мы встретились на нашей экскурсии? (ответы детей)
С чем вы впервые встретились в крестьянской избе? (ответы детей)
Что является оберегом для дома? (ответы детей)
Ребята я надеюсь, вам понравилась экскурсия в крестьянскую избу.
Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи! До скорой встречи!