Папки-передвижки

Предметно-пространственная среда как фактор развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи

Анна Борисюк
Предметно-пространственная среда как фактор развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Развитие речи детей является одним из важнейших направлений дошкольного образования. С каждым годом растет количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Для исправления их функционируют группы компенсирующей направленности (логопедические) и кабинеты учителей-логопедов. Но для успешного устранения речевых дефектов этого мало, многое зависит и от правильно организованной предметно-пространственной среды в ДОУ.

Публикация «Предметно-пространственная среда как фактор развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

"Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевых дефектов, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н. В. Нищева).

В нашем детском саду в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи мы организовали развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации адаптированной основной общеобразовательной программ для детей с трудными нарушениями речи, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Логопедическая группа «Говорушки», в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

Центральными персонажами стали мальчик и девочка «Говорушки», которые находятся в речевом центре. Дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения, выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. Всем артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом, с использованием наглядных материалов. Также в центре находятся дидактические игры по развитию речи, игры со звуками и словами: бродилки-лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др.

Речевой уголок разнообразен пособиями по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками педагогов и родителей «Сказочная поляна», «Он, она, они», «Шнуровки». Любимая детьми игра "Золушка", в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Есть сухой пальчиковый бассейн: тазик, наполненный фасолью. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки, в соответствии с изучаемой лексической темой. Иногда наполняем бассейн пуговицами, и кроме развития мелкой моторики дети учатся счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие, развивают тактильные ощущения.

Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку "Дуй, ветерок". Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: "Сказочные герои», «Ветродуйчики», «Задуй свечу», «Дуй - бол». Учебный центр оборудован магнитной доской, разрезной азбукой.

В центре художественно - эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра - от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол "би-ба-бо". С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, дети с ТНР преодолевают речевой негативизм. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации.

Большой ковёр позволяет в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.

Кроме ППРС в группе огромную роль для развития связной речи играет развивающая среда в помещении ДОУ.

Так нами педагогами группы был разработан и представлен на муниципальный конкурс в 2016 году проект «Этот загадочный космос», который помог детям научиться самостоятельно, добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о космосе, применять их в различных видах детской деятельности, составлять небольшие рассказы о космосе и его планетах.

Итогом стало Участие в детско-родительском проекте «Лего-умки в лего-космосе».

В 2017 году в нашей группе изменилась наполняемость мальчиков стало больше, чем девочек (26 мальчиков, 3 девочки, в связи с этим было проведено анкетирование родителей «Дети и Лего-конструктор» по результатам которого на первое место родители поставили успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно мыслить, сотрудничать с партнером в конструировании. Педагогами совместно с детьми и родителями в группе был создан «ЛЕГО-центр» для эффективной организации образовательной и досуговой деятельности, в котором расположены различные виды конструкторов «Лего», металлические конструкторы, конструкторы «LEGO Duplo», центр разделен по гендерному различию для мальчиков и девочек. Все мероприятия осуществляются в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ.

Данный вид работы направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ. У нас в группе есть дети с особыми образовательными потребностями. Конструктор Лего помогает нам пробудить у таких детей познавательную и творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Одним из достижений в январе 2018 года было участие ребят старшей группы компенсирующей направленности в конкурсе «Рождественские РоБовстречи - 2018». Все участники по итогам были награждены сертификатами.

Также в групповой комнате создан уголок природы «Байкал- жемчужина Сибири». Здесь размещаются картотеки животного мира Байкала и растительности, Красная книга, комнатные растения, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, небольшой уголок для экспериментирования.

Для обогащения и закрепления знаний о Байкале из разных видов конструкторов дети и педагоги совместно создали выставку животных Байкала, а также оформили альбом «Животные Байкала своими руками». Еще много различных центров оформлено в группе для всестороннего развития каждого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с трудными нарушениями речи. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: родитель-ребенок-педагог возможно успешное формирование личностной готовности детей с речевыми нарушениями к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр двигательной активностиРазвивающая предметно-пространственная среда. Центр двигательной активности Развивающая предметно-пространственная среда - уголок двигательной активности. Здоровье - это один из главных источников радости и счастья.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда как фактор развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 27 марта 2020 в 14:15
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД