МААМ-картинки

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Надежда Киселёва
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком до поступления в школу»

(Л. С. Выготский)

Слайд 1

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 30% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. В то же время необходимо подчеркнуть, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

Публикация «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Слайд 2

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

\

Слайд 4

Проф илактика нарушений чтения и письма заключается в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.

Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др.)

Развитие слухового внимания у…

Исправление фонетико-фонематических нарушений

Формирование функционального базиса чтения и письма :

развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;

формирование изобразительно - графических способностей;

развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);

развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Слайд 5

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих, побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А, искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся : замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки.

Слайд 6

Хочется отметить также, что нарушения чтения и письма обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма. Как важный фактор у детей с нарушениями письма и чтения отмечают трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Существует связь между ошибками в чтении и письме, трудностями в овладении математикой, физкультурными упражнениями и недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдаются трудности деления текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки.

Слайд 7

Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние таких неречевых функций, как: зрительно-пространственное различение, кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение, костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение, временные представления.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как:

• развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

• совершенствование тонкой и общей моторики;

• закрепление в связной речи поставленных логопедом звуков;

• формирование навыка звукослогового анализа и синтеза;

• подготовка руки к письму, формирование графических навыков;

• совершенствование пространственно-временных представлений;

• развитие памяти, внимания, мышления.

Слайд 8

Самым эффективным методом решения данных задач является использование обучающей игры, как основного вида деятельности дошкольника. Для реализации поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения.

Игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое слово отличается от других?», «Четвертый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?». Проводятся игры «Угадай звук в слове», «Определи место звука в слове».

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?».

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. задания вводятся в разные части занятия - там,–где это вызовет наибольший интерес у детей.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети могут отгадывать ребусы и кроссворды.

Применение в коррекционной работе учителя – логопеда ДОУ наглядно-игровых средств создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. Наглядно-игровые средства представляют собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность

В системе коррекционного дошкольного образования

• Уделяется внимание формированию речевых операций, связанных с развитием фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматических конструкций языка

• Разработано достаточное количество методик по развитию пространнственно – временных представлений

• Используются приемы работы направленные на развитие мелкой моторики ребенка

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста Профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. Слайд 2. Землю населяет множество живых существ. Из них только человек.

Профилактика речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного возраста Речь пойдёт о профилактике, как система мер по предупреждению речевых нарушений. Диагностика речевого развития особенно актуальна в работе.

Рекомендации логопеда по устранению нарушений письма Рекомендации логопеда по устранению нарушений письма Задания, способствующие устраннию нарушений процесса письма Процесс письма связан.

Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет) Пояснительная записка В настоящее время проблема создания условий для получения дошкольного образования детьми младшего дошкольного возраста.

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Консультация «Ранняя предрасположенность к нарушению чтения и письма» С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют нарушения письма (дисграфии) и чтения (дислексии). Почему же возникают подобные.

Сборник дидактических игр на развитие речи, чтения и грамотности для детей дошкольного возраста (5–7 лет) Данный сборник состоит из различных дидактических игр, подобранных автором и предназначенных для детей старшего дошкольного возраста. Все.

Презентация «Семинар для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару для педагогов. План семинара: 1. Недостатки звукопроизношения. 2. Причины. 3. Комплексная.

Консультация «Профилактика нарушений при освоении процессов чтения и письма у дошкольников» Профилактика нарушений при освоении процессов чтения и письма у дошкольников. (Профилактика оптической дисграфии). Отказ от проведения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2019 в 14:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД