Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)

Надежда Стегнина
Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)

Пояснительная записка

В настоящее время проблема создания условий для получения дошкольного образования детьми младшего дошкольного возраста является актуальной в теории и практики дошкольных организаций. В дошкольных образовательных организациях создаются специальные условия для детей раннего возраста: функционируют группы кратковременного пребывания, ясли, группы для детей раннего возраста, открываются группы по присмотру и уходу и пр. Разрабатываются основные образовательные программы с учетом требований ФГОС ДО, примерные образовательные программы ДО и учебно-методические комплексы, описываются отдельные методы и приемы, но не представлено целостной системы работы по речевому развитию детей с задержкой речевого развития (ЗРР).Ранняя помощь детям с ЗРР в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным Комитета ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, у 10% детей можно диагностировать нервно-психические заболевания, 80% которых, по мнению детских неврологов, связаны с перинатальным поражением центральной нервной системы. Нами разработана парциальная программа по профилактике нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш (Программа). Программа «Говори, малыш адресована воспитателям второй младшей группы и специалистам – педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Парциальная программа охватывает три образовательные области,представленные в ФГОС ДО: речевую, социально-коммуникативную и познавательную.

Данная программа дополняет основную общеобразовательную программуДОО и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

- Конвенцией о правах ребенка ООН;

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Комментариев Минобрнауки России к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014г. № 08-249;

- Письма Минобрнауки России от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Теоретической основой разработки Программы является:

- Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л. С. Выготский).

- Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев).

- Современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Программавключает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к формированию программы, особенности развития детей с задержкой речевого развития и планируемые результаты освоения Программы (Целевые ориентиры).

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и включает:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в двух образовательных областях.

б) описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) особенности образовательной деятельности разнообразных видов и культурных практик;

д) способы поддержки ребенком инициативы.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность программно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Данная Программаобеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

- совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая, групповая);

- максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Цель и задачи реализации программы

Целью данной Программы является коррекция недостатков и профилактика речевого развития на дальнейших этапах, что предполагает последовательное развитие функционального базиса для становления психомоторных, познавательных и речевых функций.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в возрасте от 3до 4 лет независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДОчасть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- создание благоприятных условий для речевого и социально-коммуникативного развития и образования детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;

- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста с задержкой речевого развития и квалифицированная коррекция недостатков в развитии.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Развитие социальной и эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи речевого развития:

- Овладение речью как средством общения и культуры.

- Обогащение активного словаря.

- Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества.

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

- Фонематического слуха.

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

- Формирование звукослоговой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Задачи познавательного развития:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

- Формирование познавательных действий, становление сознания.

- Развитие воображения и творческой активности.

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Планируемые результаты освоения Программы

Речевое развитие:

- способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявление речевой активности, способности взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

- понимание названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- понимание и выполнение словесных инструкций, выраженных различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- различение лексические значения слов и грамматических форм слова;

- называние действий, предметов, изображенных на картинке, выполненных персонажами сказок или другими объектами;

- участие в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

- рассказывание двустишья и простыхпотешек;

- использование для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

- произнесение простых по артикуляции звуков;

- воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Социально-коммуникативное развитие:

- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;участие в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

- соблюдает в игре элементарные правила;

- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);

- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

- обладание сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка, внук (внучка, брат (сестра);

- отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Познавательное развитие:

- различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение);

- умеет считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?».

- сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар);

- определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество;

- умеет сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

- различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия;

- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе вверху - внизу, впереди - сзади);

- умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз;

- определяет части суток;

- называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;

- называет признаки и количество предметов;

- называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;

- различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;

- называет времена года в правильной последовательности;

- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Публикации по теме:

Профилактика речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного возраста Речь пойдёт о профилактике, как система мер по предупреждению речевых нарушений. Диагностика речевого развития особенно актуальна в работе.

Беседа с родителями на тему «Роль семьи в преодолении речевых нарушений дошкольного возраста» Цель логопедической работы – сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь. Невнятная речь.

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации.

Консультация для родителей «Создание среды речевого развития, предупреждения речевых нарушений детей дошкольного возраста» Работа по созданию речевой среды развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговицРазвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Презентация «Семинар для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару для педагогов. План семинара: 1. Недостатки звукопроизношения. 2. Причины. 3. Комплексная.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Новый год
  • Космос
Автор публикации:
Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)
Опубликовано: 8 октября 2019 в 11:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...

9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...


Горячие темочки