Получи документы

Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)

Надежда Стегнина
Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)

Пояснительная записка

В настоящее время проблема создания условий для получения дошкольного образования детьми младшего дошкольного возраста является актуальной в теории и практики дошкольных организаций. В дошкольных образовательных организациях создаются специальные условия для детей раннего возраста : функционируют группы кратковременного пребывания, ясли, группы для детей раннего возраста, открываются группы по присмотру и уходу и пр. Разрабатываются основные образовательные программы с учетом требований ФГОС ДО, примерные образовательные программы ДО и учебно-методические комплексы, описываются отдельные методы и приемы, но не представлено целостной системы работы по речевому развитию детей с задержкой речевого развития (ЗРР).Ранняя помощь детям с ЗРР в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным Комитета ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения, у 10% детей можно диагностировать нервно-психические заболевания, 80% которых, по мнению детских неврологов, связаны с перинатальным поражением центральной нервной системы. Нами разработана парциальная программа по профилактике нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш (Программа). Программа «Говори, малыш адресована воспитателям второй младшей группы и специалистам – педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Парциальная программа охватывает три образовательные области, представленные в ФГОС ДО: речевую, социально-коммуникативную и познавательную.

Публикация «Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста „Говори, малыш!“ (от 3 до 4 лет)» размещена в разделах

Данная программа дополняет основную общеобразовательную программу ДОО и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ

- Конвенцией о правах ребенка ООН;

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Комментариев Минобрнауки России к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014г. № 08-249;

- Письма Минобрнауки России от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Теоретической основой разработки Программы является :

- Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л. С. Выготский).

- Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев).

- Современные представления о структуре речевого дефекта (Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы к формированию программы, особенности развития детей с задержкой речевого развития и планируемые результаты освоения Программы (Целевые ориентиры).

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и включает :

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в двух образовательных областях.

б) описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) особенности образовательной деятельности разнообразных видов и культурных практик;

д) способы поддержки ребенком инициативы.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность программно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Данная Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

- совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая, групповая);

- максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

1.2. Цель и задачи реализации программы

Целью данной Программы является коррекция недостатков и профилактика речевого развития на дальнейших этапах, что предполагает последовательное развитие функционального базиса для становления психомоторных, познавательных и речевых функций.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы :

-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в возрасте от 3до 4 лет независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДОчасть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- создание благоприятных условий для речевого и социально-коммуникативного развития и образования детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;

- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста с задержкой речевого развития и квалифицированная коррекция недостатков в развитии.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

- Развитие социальной и эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи речевого развития :

- Овладение речью как средством общения и культуры.

- Обогащение активного словаря.

- Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также речевого творчества.

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

- Фонематического слуха.

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

- Формирование звукослоговой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Задачи познавательного развития:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

- Формирование познавательных действий, становление сознания.

- Развитие воображения и творческой активности.

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Планируемые результаты освоения Программы

Речевое развитие :

- способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявление речевой активности, способности взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

- понимание названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- понимание и выполнение словесных инструкций, выраженных различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- различение лексические значения слов и грамматических форм слова;

- называние действий, предметов, изображенных на картинке, выполненных персонажами сказок или другими объектами;

- участие в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

- рассказывание двустишья и простыхпотешек;

- использование для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

- произнесение простых по артикуляции звуков;

- воспроизведение звукослоговой структуры двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Социально-коммуникативное развитие:

- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участие в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

- соблюдает в игре элементарные правила;

- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

- проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);

- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

- обладание сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка, внук (внучка, брат (сестра);

- отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Познавательное развитие:

- различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение);

- умеет считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?».

- сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар);

- определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество;

- умеет сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

- различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия;

- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе вверху - внизу, впереди - сзади);

- умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз;

- определяет части суток;

- называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;

- называет признаки и количество предметов;

- называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку;

- различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;

- называет времена года в правильной последовательности;

- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Публикации по теме:

Профилактика речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного возраста Речь пойдёт о профилактике, как система мер по предупреждению речевых нарушений. Диагностика речевого развития особенно актуальна в работе.

Беседа с родителями на тему «Роль семьи в преодолении речевых нарушений дошкольного возраста» Цель логопедической работы – сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь. Невнятная речь.

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации.

Консультация для родителей «Создание среды речевого развития, предупреждения речевых нарушений детей дошкольного возраста» Работа по созданию речевой среды развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговицРазвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Презентация «Семинар для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару для педагогов. План семинара: 1. Недостатки звукопроизношения. 2. Причины. 3. Комплексная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста «Говори, малыш!» (от 3 до 4 лет)
Опубликовано: 8 октября 2019 в 11:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД