МААМ-картинки

Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения

Юлия Лиханова
Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

МА ДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 62 г. Хабаровска

Методическая разработка

по речевому развитию детей

с нарушением зрения на тему

«Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения»

подготовила

воспитатель специализированной группы

детей с нарушением зрения № 4

Лиханова Юлия Александровна

г. Хабаровск

2017

Методическая разработка

Публикация «Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

по теме «Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения»

Одной из важнейших задач коррекционно – педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование правильной речи. При этом развитие лексической стороны речи, работа над словом как над исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи слабовидящих детей.

Развивающую работу по преодолению лексических нарушений дошкольников с нарушением зрения я осуществляю в соответствии с календарно – тематическим планирование группы, рабочей программой группы, а так же с целями и задачами программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида под ред. Л. И. Плаксиной.

В своей работе применяю современные инновационные методы и технологии – интеграционный и поисковый методы, игровые технологии. Ведущая педагогическая технология, применяемая в процессе речевой работы – игровая (как самостоятельная технология, как элемент технологии).

Игровые приемы и ситуаций выступают как средство побуждения, стимулирования детей к речевой и мыслительной деятельности.

Поскольку современный образовательный процесс в детском саду базируется на значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, поэтому для преодоления лексических нарушений активно задействую детские виды деятельности, применяя их в практике лексической работы.

При подборе материала использую принцип доступности, учет детских интересов.

Развитию умения понимать семантические отношения «Предмет – обобщающее понятие» способствовало упражнение, организованное по типу «Логопедического лото». В процессе организованного нами игрового общения, дети выкладывали карточки с изображениями предметов мебели, озвучивая свои действия, например, шкаф – это мебель, кресло – это мебель и подобное. Дети, умеющие читать, так же выкладывали слова – таблички к картинкам (повышенный уровень сложности задания).

Для того чтобы слово способствовало усвоению знаний, восполнению чувственного опыта слабовидящих детей, опираюсь на принцип конкретизации речи, провожу работу, направленную на преодоление вербального употребления слов, выражений. Этому способствовало применение разных видов наглядности. К лексической теме «Дом. Мебель»

мы предлагали тематическую серию картинок «Мебель», логопедическое лото «Магазин мебели», наборы кукольной мебели из игры «Дом Барби» и подобное.

Планируя занятие «Дом, в котором я живу» уделяла внимание созданию условий для активизации слов, связанных различными семантическими отношениями по данной лексической тематике. Организуя игровое упражнение «Опиши свою квартиру», старалась задействовать ранее полученные детьми знания, личный опыт детей, опираться на него. Например, в зале есть диван – это мебель; диван – сидят, лежат, отдыхают; диван – красивый, мягкий, удобный и подобное.

Созданию и укреплению связи между словом и конкретным действием в сознании слабовидящих детей способствовали упражнения по лексической теме «Профессии» - занятие на тему «Все профессии важны». Посредством специально разработанных заданий в едином лексическом пространстве я знакомила детей с семантическим отношением «Действие – субъект действия», например, строить – строитель, учить – учитель. Используя развивающую игру по типу «пазлы» - «Профессии», задействовала сюжетные картинки – пазлы (крупного размера) как подсказку, если ребенок самостоятельно не смог подобрать нужное слово - действие. Так же в игре я опиралась на уже имеющиеся у детей знания по теме, а так же использовала их личный опыт – какая профессия у твоей мамы, расскажи, что делает она на своей работе.

Результаты работы показали, что организация разнообразных форм речевой практики объединенных одной лексической темой, в том числе и с опорой на личный опыт, эффективна в лексической работе с детьми с нарушением зрения, помогает преодолеть формализм в речи, корректирует трудности развития словарно – семантической стороны речи.

Формированию словарно - семантической стороной речи способствовала организация активной предметно – исследовательской деятельности с реальными предметами (овощи и фрукты, связанной с процессами анализа, сравнения, обобщениями и словесными обозначениями качеств предметов на организованном совместно с учителем - тифлопедагогом интегрированном занятии «Поспели овощи и фрукты». В процессе проведения занятия мы предложили игровое упражнение «Скажи какой».

Цель: Учить выделять и называть признаки предмета.

Дети извлекали из корзины фрукты и овощи, называли их («Это груша», а затем называли признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная» или «Это помидор - он красный, круглый, спелый, сочный», «Это огурец - он продолговатый, зеленый, хрустящий».

Для активизации речевой деятельности использовались разные виды помощи – наводящие вопросы - подсказки, обращения к личному опыту и подобное. В процессе проведения этого упражнения мною отмечено, что детям сложно самостоятельно оформлять своё речевое высказывание, в большей степени они были ориентированы на цвет, форму, величину, то есть старались указать эти признаки. Поэтому я старалась переключать внимание детей от называния видимых и ярких признаков и стимулировали детей к перечислению свойств, внутренних качества рассматриваемых овощей и фруктов. Рассматривая, ощупывая предметы, я акцентировала внимание на вкусовых характеристиках, учили сравнивать фрукты и овощи. Для этой цели предлагалось следующее упражнение - конкурс «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно? А какой помидор?». Сравни яблоко и помидор. Чем они похожи и чем отличаются?».

Результаты развивающей игры показали, что активизация приемов и способов целенаправленного обследования предметов способствует формированию у слабовидящих старших дошкольников сложных синтетических образов, активизирует семантическую сторону речи, обогащает речь смысловым содержанием.

Исходя из того, что формирование лексической стороны речи слабовидящих детей активно осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной деятельности, я погружала детей в игровые проблемные ситуации, предлагала для решения проблемные вопросы, а так же организовывала ситуации поиска (применение поискового метода).

Обогащению и активизации словаря на основе общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и другое) способствовала серия организованных проблемных ситуаций в рамках занятий по лексическим темам «Домашние животные», «Новый год».

Приведем пример разрешения проблемы, «как сказать правильно», организованной на познавательном занятии «Скотный двор» по лексической теме «Домашние животные».

Решение проблемной ситуации «Скажи правильно» состояло в том, что бы дети из потока предложенных слов выбрали именно такое, которое наиболее подходило для решения данной проблемы. Если дети испытывали затруднения, я задавала им вопросы косвенного характера, нацеливающие на правильный ответ.

Педагогическая ценность данного упражнения, по моему мнению, состоит в том, что мы можем использовать его по любой лексической теме, предлагая те или иные наборы слов. Так, например, опираясь на лексическую тему «Домашние животные», я предлагала детям представить себе человека, который не знает значение слова «Собака» или «Корова». Погружая детей в проблему, я предлагала объяснить этому человеку, что означает данное слово, например, «собака». Как бы ты объяснил его?»

В процессе организации поисковых действий, объединенных темой «Новогоднее путешествие» - лексическая тема «Новый год» - дети, следуя плану – схеме, искали новогодние подарки, а попутно решали проблемные ситуации, отвечали на проблемные вопросы, например, «как сказать наоборот». Цель - развивать умение употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова.

Для организации ситуации поиска я предлагала вопрос - «Как сказать наоборот». В помощь детям активно применялась наглядность - пособие «Учимся подбирать противоположности» - сюжетные карточки с изображением противоположностей, например, изображение большого и маленького предмета – слон и мышь.

Погружение в ситуацию поиска: всем детям - участникам ситуации предлагались карточки с изображением какого либо предмета. К этим изображениям следовало найти пару, то есть ребенка, у которого есть изображение - противоположность и озвучить результат поиска, слово – и его противоположность – организация поисковой работы.

Когда дети немного освоили принцип выполнения поисковых действий, я предлагала им усложнить характер поиска, добавив элемент соревновательности «Кто быстрее найдет противоположности». Дети – «зрители» - оценивали правильность выполненного поискового действия.

На начальных этапах организации поисковых действий дети широко опирались на наглядность - сюжетные картинка пособия. Поощрялись высказываться детей с опорой на вопросы к картинкам. Это мотивировало их речевую активность. Например, предлагались изображения большого слона и маленькой мышки. К картинке ставился вопрос: «Как ты думаешь, какой слон и какая мышка?». Если помощь не принималась адекватно, то ставился другой вопрос: «Слон большой, а мышка. ?».

Укажу, что подобная работа по проблеме может осуществлятся как в форме подгрупповой работы, так и индивидуальной – для детей с низким уровнем развития речи и зрительного восприятия.

Поиск ответа на проблемные вопросы «Кто и Что», способствовал активизации умение выявлять слова, не относящиеся к данной родовой группе.

Постановка проблемы - Незнайке дали задание, разложить картинки по двум конвертам, на одном написано слово - «Кто», а на другом – «Что». Дети помогают Незнайке справиться с трудным заданием.

Оборудование: Карточки с изображениями: мальчик, корова, машина, собака, чашка.

Работа над проблемой: детям предлагалось разделиться на две команды – одна, отвечала за вопрос «Кто?», а другая за вопрос - «Что?».

Для выполнения этого задания мы привлекали детей, у которых выявлялся высокий и средний уровни развития интегративных качеств, то есть таких, которым были доступны задания повышенной сложности.

Так же решалась проблема на подбор слов – названий действий.

Игровое упражнение «Постановка вопроса «Что делает?»

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки.

Набор предметных картинок с изображением кошки, петух, мальчик, лодка, самолет.

Набор картинок, содержащих следующие сюжеты: кошка лакает молоко, мальчик бежит с мячиком, самолет летит в облаках, лодка плывет по воде, петух клюет зерно.

Ход выполнения задания: детям предлагалось назвать, какие действия характерны для разных предметов. Например, кошка (что делает) – ходит, мяукает, лакает и другое. Если ребенок затруднялся подобрать действие к предмету, ему предлагали сюжетную картинку, содержащую подсказку. Если ребенок не мог определить действие, изображенное на сюжетной картинке, то предлагалась помощь в виде наводящих вопросов, начинающихся со слов «Как ты думаешь. ?».

Положительный результат организации лексической работы на основе проблемных ситуаций и проблемных вопросов проявился у моих воспитанников в увеличении количества используемых в активной речи детьми слов, содержание которых они понимают. Наблюдая свободное речевое общение детей, мною так же отмечена положительная динамика активизации словаря. Это стало возможным за счет переноса полученного речевого опыта из совместной с педагогом речевой деятельности в собственную речевую практику.

Лексическая работа по закреплению и уточнению словаря способствовала освоению обобщающих значений слов детьми.

Речевую работу по закреплению слов – обобщений я организую на основе действий с предметами, где дети по указанию выбирают одни предметы среди других, приносят их, показывают и разнообразно действуют с ними. Для этих целей на группе собраны серии игрушек «Животные», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Инструменты», «Продукты», «Больница» и подобное. Дети с удовольствием принимают предложение включиться в сюжетную игру «Накроем стол к обеду», лексическая задача которой состояла в закреплении слов – обобщений по теме «Посуда» или по теме «Продукты питания». Отмечено, что обогащение зрительными образами конкретного содержания речи было эффективным в развитии лексической стороны речи слабовидящих детей, её конкретизации.

Усложнить лексическую задачу детям можно, предложив игровое упражнение «Назови одним словом» без применения наглядности.

Занятие по ознакомлению с окружающим на основе лексической темы «Одежда». На начальном этапе дети действовали с предметами – одевали кукол, предварительно подобрав им гардероб, соответствующий погоде за окном, социальной ситуации – игровое пособие «Даша и Дима».

Цель: Закрепить представления об обобщающих словах.

Игра начиналась с того, что детям предлагался небольшой рассказ – описание о двух детях – Даше и Диме. Затем детей вовлекали в беседу по теме, предлагая вспомнить: Как были одеты дети, когда спали? Куда складывают свои вещи на ночь? Какие вещи им нужны, чтобы отправиться в детский сад? Давай перечислим. Каким одним словом можно назвать ту или иную группу вещей?

В процессе занятий мы обращали внимание детей на многозначность слова - явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура, привлекает внимание детей, вызывает интерес.

Вовлекаемые в процесс игрового общения, дети получали установки к ведению разнообразных диалогов с окружающими (например, разговоры по телефону, ситуации общения в магазине и подобное, отрабатывая навыки применения словаря по той или иной лексической теме в конкретной речевой ситуации или упражняясь в подборе лексических средств при построении связного высказывания по заданной теме и подобное.

В результате мы пришли к выводу о том, что развитие лексической стороны речи слабовидящих детей 6-7 лет эффективно осуществляется в процессе разных видов детской деятельности, в практике разностороннего речевого общения. Наибольший образовательный эффект такой работы был нами получен за счет задействования таких видов деятельности, как игра, предметно - практическая деятельность, участие в разнообразных формах общения детей и взрослых.

Публикации по теме:

«Организация игрового пространства в группе для детей с нарушением зрения.» Организация игрового пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья дело серьезное и ответственное, а особенно если это малыши.

Индивидуальный план самообразования на 2010–2016 годы «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР» Индивидуальный план самообразования на 2010 - 2016 года Ф. И. О. Курбатова Нина Михайловна Образование: высшее, Московский государственный.

Использование ритмической гимнастики при коррекции нарушений осанки дошкольников с нарушением зрения .

Консультация для родителей о профилактике нарушений зрения у детейКонсультация для родителей о профилактике нарушений зрения у детей В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействия факторов, негативно влияющих на здоровье. Не.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

Проект «Мой любимый детский сад» с детьми с ОВЗ (с нарушением зрения) Актуальность. У детей с нарушениями зрения проявляются отклонения во всех видах познавательной деятельности, что сказывается на формировании.

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Дошкольный период – время, когда развивается и формируется «фундамент» личности ребенка. Особенно важен этот период для дошкольника с нарушением.

Советы для родителей. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения Сенсорное развитие занимает одно из ведущих мест в жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Именно оно является предпосылкой к развитию.

Статья «Развитие навыков ориентировки, как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения» Развитие навыков ориентировки в микропространстве как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.

Экспериментальная деятельность как перцептивная основа формирования сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения Костицына Ирина - старший воспитатель детского сада, для детей имеющих нарушения зрения. Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 10 марта 2017 в 07:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление лексических нарушений у дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лиханова (УИ 832799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД