Лучший педагог года

Экспериментальная деятельность как перцептивная основа формирования сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения

Ирина Костицына
Экспериментальная деятельность как перцептивная основа формирования сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения

Костицына Ирина - старший воспитатель детского сада, для детей имеющих нарушения зрения.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он всегда с чувственного восприятия. А формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте. Являются одним из важнейших средств преодоления зрительной недостаточности. Последние годы мы, совместно с детьми, проводим экспериментальную деятельность, согласуя ее с каждой дидактической темой. В основе экспериментальной деятельности лежат перцептивные действия ребенка. А у детей, особенно с нарушением зрения, не сформированные все необходимые перцептивные действия, опознание предметов бывает ошибочным и схематичным. Эти особенности сенсорно-перцептивного процесса уменьшают адекватность, полноту и дифференцированность зрительных представлений. Искаженные и часто обедненные представления не обеспечивают правильную и оперативную ориентировку детей в зрительно-воспринимаемой ситуации.

Публикация «Экспериментальная деятельность как перцептивная основа формирования сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

В концепции Л. С. Выготского /1960г. /обосновывается положение о формирование в онтогенезе взаимосвязей между перцепцией и другими познавательными процессами. На низшей генетической ступени онтогенеза складывается межфункциональные отношения между восприятием и памятью, что позволяет вносить коррективы в процесс формирования образов на основе прошлого опыта. На высшей генетической ступени у детей происходит соединения восприятия с понятийным мышлением. В результате формируются высшие формы категориального особенности восприятия возникают только при его взаимодействии с другими психическими функциями. А. Н. Леонтьев /1976 г. / развил представления Выготского в плане общественно-исторического опыта для формирования перцептивных процессов и других психических функций. В ряде работ показано, что перцептивное развитие зависит от содержания деятельности, в процессе которой оно происходит/ Запорожец, Зинченко, Венгер/. Велико значение активности ребенка в процессе формирования перцептивных действий при сенсорных обучении/Запорожец, 1967 г. / восприятие рассматривается как прогнозирующая деятельность мозга, формирование которой связано с предметно-практической деятельностью. В соответствии с теорией перцептивных действий А. В. Запорожца и В. П. Зинченко решающие значения для перцептивного развития ребенка имеет формирование перцептивных действий в ходе предметно-практической деятельности. На самом первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружением объекта, различение и выделение его информативных признаков (контур, форма, цвет, размер и т. д.) в формировании перцептивных действий важную роль играют эффекторные компоненты- движение руки, обследующий объект или глаза, прослеживающие контур изображения. Ориентировочно –исследовательская деятельность ребенка в процессе зрительного восприятия имеющая операциональный и действенный характер в раннем и дошкольном возрасте является той основой, на которой складываются перцептивные действия. Взаимодействие зрительной и двигательной систем в процессе ориентировачно-исследовательской деятельности ребенка обеспечивает формирование образов – эталонов (шкалы яркостей, контрастов, цветов, геометрических фигур).Эти системы сенсорных эталонов. Формирующиеся в индивидуальном развитии соответствуют системам общественно-выработанных сенсорных качеств (Запорожец 1967 г.).

Из систем сенсорных эталонов создаются перцептивные эталоны, которые создают предпосылки для одноэтапного и целостного восприятия (Зинченко 1988 г.)

Формирования зрительного образа– полисенсорный процесс включающий анализ сенсорных признаков объектов, отражающий их взаимосвязи и завершающийся семантическими преобразованиями. Основная закономерность генеза перцептивного образа от общего к более конкретному отражению формы предмета описана еще Н. Н. Ланге(1893 г.)Экспериментально установлена последовательность фаз формирования образа объекта : различение его пространственного положения грубая оценка пропорций затем адекватное отображение формы и структуры во всех деталях. Динамическая локализация объекта в пространстве и во времени, описание его общей конфигурации, инвариантное различение тонких деталей-таков микрогенез восприятия в соответствии с трактовкой Зинченко, Лурия. В реальных условиях микрогенез восприятия не является жестко фиксированным процессом, наличие и последовательность его стадий могут изменяться. В соответствии с концепцией Соколова после первичного выделения признаков (фрагментов)формируется один или несколько гипотез о том, что представляет собой объект. Ожидаемый образ, извлекаемый из памяти, сопоставляется с текущей информацией, идущей по сенсорному каналу. Если сенсорные данные полностью совпадают с ожидаемым объектом, то принимается решение об объекте. При несовпадении, или недостаточно полном совпадении, выделяются дополнительные признаки, детали, рассматривается их иное сочетание, что позволяет уточнить, принимать или выдвигать другую, более вероятную гипотезу. Проверка гипотез осуществляется до того момента пока не будет принято окончательно решение об объекте. Итак опознание зрительных образов –сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпритацию и категоризацию. В обычных жизненных условиях невозможно отделить собственно восприятие как первичное формирование зрительного образа от акта опознания. Развитие зрительного восприятия способствует формированию образного (визуального)мышления. На ранних этапах онтогенеза развивается наглядно-действенное мышление, а позднее на его основе – конкретно-образное. Визуальное мышление – оперирование зрительными образами, в результате которого порождаются новые образы. Основы визуального мышления закладываются в дошкольном образе. При слабовидении и остаточном зрении формирование познания зрительных образов имеет особую специфику. Улучшение качества и скорости различение признаков, объектов, обусловленное нарушениями сенсорно-спецефических организмов, оказывает отрицательное влияние на формирование перцептивной структуры образа. Отраженные в нем предметное содержание характеризуется обеднениями, искажениями и неопределенностью. В связи с этим нарушается система опознания по целостному эталону, страдает осмысление образов. Здесь уместно существенно увеличить время предварительного рассматривания и длительности словесного описания объекта, что значительно улучшит перцептивную деятельность. Наблюдаемое у многих детей неумение соотнести выделенные признаки изображения с его смысловым содержанием свидетельствуют о нарушении механизма синтеза сенсорной и несенсорной информации. Это приводит к изменению свойства обобщенности восприятия, следствием которого является бедный запас представлений, или же их полное отсутствие. Рассогласование между сенсорными и семантическими компонентами образа приводило к тому, что дети часто не могли идентифицировать деформированный образ, или же наоборот, знали только название объекта, не связывая его с конкретным предметным содержанием. Образ с обедненной сенсорной основой не может обеспечить регулизацию учебной и трудовой деятельности. У детей часто не сформированы все необходимые перцептивные действия, опознание изображений бывают обычным и схематичным. Эти особенности сенсорно-перцептивного процесса уменьшают адекватность, полноту и дефференцированность зрительных представлений. Искаженные, часто обедненные, представления не обеспечивают правильную и оперативную ориентировку детей в зрительно воспринимаемой ситуации. Все изложенное обосновывает необходимость создания специальных условий и методов перцептивного обучения детей с низким зрением. Одним из таких методов и является экспериментальная деятельность. Основой эксперимента является опыт (т. е. наблюдение которое проводится в специально организованных условиях). Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт : помещает два одинаковых растения в разные условия (одно в теплое, другое в прохладное место и в течении нескольких дней наблюдают за изменениями в их развитии, а потом делают выводы.

Эксперименты проводятся при изучении каждой дидактической темы, изучаемой в течении года. Материалы для экспериментов находим из разных источников: журналов, методик, книжек-малышек, а то и просто из жизненных ситуаций. Ход и результаты отражаем в альбомах. При проведении экспериментальной деятельности соблюдаются определенные требования: опыт всегда должен строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны цель и задача опыта. Дети- активные участники опыта. Результаты опыта не должны быть губительны для живой природы и безопасны для детей. Доступность материала как правило опыт проводится в старших группах, а в младших лишь –отдельная поисковая деятельность).Опыт можно проводить в разное время суток, в разные режимные моменты (занятия, игра, прогулка).При обсуждении результатов опыта дети должны сделать выводы и суждения самостоятельно.

Экспериментальная деятельность способствует формированию у детей интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом случае раскрываемость причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются значения о свойствах и качествах объектов природы. Дети осознают причинно- следственные связи, у них создается эмоциональный настрой к изучению предлагаемого материала. Метод экспериментальной деятельности тесно связан с моделированием, с наблюдением. В совокупности все эти методы готовят детей к изучению предметов естественно –научного цикла в школе является первой ступенью.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность дошкольников»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность дошкольников» Чтоб все лучше понять и осознать, сделать верный вывод детям лучше всего понаблюдать или провести опыт (эксперимент) и тогда все становится.

Игры и упражнения для формирования правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих ОНР Игры и упражнения, способствующие формированию правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих общее недоразвитие.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

ОД по обучению грамоте в подготовительной группе детей с нарушением зрения «Звуки [Д], [Д’]. Буква Д» Сценарий образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе с нарушением зрения «Звуки [Д], [Д']. Буква Д, д. Дифференциация.

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

Развитие словесного творчества старших дошкольников с нарушением зрения на основе полихудожественности У большей части старших дошкольников с нарушением зрения ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются.

Роль лечебной физкультуры как средства оздоровления детей дошкольников с нарушением зрения Роль лечебной физкультуры, как средства оздоровления детей дошкольников с нарушением зрения В своей книге «Лечебная физическая культура».

Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Черёмушки» города Балашова Саратовской области Совместная.

Статья «Развитие навыков ориентировки, как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения» Развитие навыков ориентировки в микропространстве как условие готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением зрения.

Воспитание у дошкольников ЗОЖ. Дети специализированной (с нарушением зрения) средней группыВоспитание у дошкольников ЗОЖ. Дети специализированной (с нарушением зрения) средней группы Воспитание у дошкольников ЗОЖ. Дети специализированной (с нарушением зрения) средней группы, МБДОУ ЦРР д/сад №11 «Подснежник». Воспитатели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность как перцептивная основа формирования сенсорного опыта дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 12:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД