МААМ-картинки

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках вокала

Наталья Ляхова
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках вокала

Вокалотерапия

Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества.

ПЕНИЕ - работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Научившись пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках вокала» размещена в разделах

Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация - это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей.

Улыбкотерапия

Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.

Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.

При сольном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, повышается социальная активность. Человек приобретает новые средства эмоционального выражения (экспрессии, у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

Детский голос

Многие авторы, занимающиеся детским голосом, говорят о необходимости для общего развития детей заниматься пением. Исследования, произведённые за последнее время, доказали, что пение оказывает благотворное влияние на организм ребёнка. «Музыкальное воспитание, обучение пению в раннем возрасте развивает умственные способности, необходимые для научного, математического мышления» - утверждает Б. Вайкль в своей книге «О пении и прочем умении». Правильное пение действует на организм ребё нка нормализующее: укрепляет сердечную мышцу, стабилизирует деятельность лёгких, усиливает кровоток во всём теле. Швейцарские исследования доказывают, что дети, которые занимаются музыкой и поют, лучше мотивированны: пение даёт им ощущение счастья.

При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регуляции функции сердечно-сосудистой системы, а также прививает ребёнку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должно быть основано на законах возрастной физиологии.

Дыхание

Помимо профилактической (дыхательная зарядка) роли в вокально-хоровой деятельности, правильное дыхание выполняет еще и терапевтическую (коррекционную) задачи.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее влияние на всю физическую и духовную жизнь человека. Всё это влияет на его нервную систему, на этого возбудителя и регулятора организма. Проф. Кофлер в своё м труде утверждал: «В актах дыхания и выдыхания природа дала нам гораздо большие средства для обновления и оздоровления организма, чем их могут дать лечебные средства всех аптек вместе».

Искусство пения – это, прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни.

Профессор старой итальянской школы Ф. Ламперти писал: «Самый лучший друг и самый страшный враг для звука – это дыхание. Успех достигается только постоянными упражнениями для голоса. Основной секрет пения заключается в умении петь с небольшой затратой дыхания. Вот в этом весь секрет правильной постановке звука». Довольно малейшего изменения тела, чтобы помешать свободному дыханию, как-то: подымая плечи, морща лоб, опуская голову и т. д. Ламперти утверждал: «Если пламя зажжённой свечи, поставленной перед ртом во время пения, остаётся неподвижно, расходование дыхания правильное».

С. Громов отмечает, что до сих пор зажженная и поднесённая ко рту свеча является лучшим контролем правильности издаваемого певцом звука. «Певец должен расходовать только такое количество воздуха, которое необходимо для производства звука, не больше».

Наблюдая за деятельностью гортани, доктор Барт нашёл, что у хороших певцов гортань при пении всё время меняет место. При вдохе гортань опускается, при задержке дыхания – гортань задерживается нижнем положении, при выдохе гортань поднимается. Это движение происходит автоматически, в зависимости от работы всего дыхательного аппарата. По мнению доктора Барта, положение гортани зависит от понижения диафрагмы. Следовательно, только правильное нижне-рёберное дыхание даёт правильное положение гортани при пении. Так же и полное смыкание голосовых связок зависит от правильной работы диафрагмы.

В обыденной жизни при вдохе лёгкие сжимаются сравнительно быстро, при пении же это сжатие должно происходить как можно медленнее выдох, тем лучше певец владеет голосом. Достигнуть этого можно, заставляя диафрагму подниматься как можно медленнее. Исходя из этого, нужно, прежде всего, тренировать диафрагму.

Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им – основная задача педагога по вокалу. Учителю и ученику необходимо прислушиваться друг к другу, и безграничное терпение, чтобы следовать всем поправкам при ошибках.

Дыхательная гимнастика

Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение; вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Он успокаивает и способствует концентрации внимания.

1. Занятия нужно начинать с постановки правильного косто-абдоминольного дыхания.

Упражнение, предложенное Е. В. Лавровой – «дутьё в губную гармошку». Вдох через гармошку, при этом выпячивая живот вперёд, затем выдохнуть, подтягивая диафрагму и втягивая при этом живот к спине. Дуть надо медленно, начинать с 30 секунд.

2. Для координации работы всего дыхательного аппарата важны упражнения с глубоким вдохом. Вдоха воздуха через нос бывает недостаточным, поэтому певец должен дышать и через рот тоже. А) Вдох через нос – живот вперёд, выдох через рот, сквозь сомкнутые губы, пауза на счёт 1-2. Б) Вдох через рот, задержка на несколько секунд, выдох сквозь сомкнутые губы.

3. Умение задерживать дыхание способствует полной вентиляции лёгких. Не следует задерживать дольше, чем на 3-5 секунд. А) Вдох через нос, задержать воздух на несколько секунд, привести губы в положение «улыбки» и выдыхать очень медленно, чтобы слышно было «С». Выдыхать медленно. Б) Вдохнуть через нос, задержать дыхание, выдох на «В».

4. Упражнения для лиц, страдающих лёгочными и сердечными заболеваниями выполнять нужно только лёжа. А) Сделать вдох (живот вперёд, задержать дыхание под счёт 1-2 и затем сделать выдох (живот подтянуть). Б) Также как упр. А только выдох на звук «ССС» долго.

Известна дыхательная гимнастика Стрельниковой, изначально созданная для восстановления певческого голоса, но оказавшейся невероятно полезной буквально всем. Делая её, люди избавлялись от стенокардии, астмы, гастритов, варикозного расширения вен, не говоря о фарингите и насморке.

• Поворачивая голову направо – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10раз). То же самое налево.

• Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10раз).

• Наклоняя голову к правому плечу – вдох, возвращаясь в исходное положение – выдох (10раз). То же к левому плечу.

Исключительное значение придается носовому дыханию, так как его нарушение способствует не только повышению гипервентиляции легких и возникновению заболеваний верхних дыхательных путей, но и болезней таких, как астма, гипертония и стенокардия.

Погладить нос (боковые его части, от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям.

Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая её поочерёдно указательным пальцем (8-10раз).

Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (8-10раз).

На выдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа (8-10раз).

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «мм», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Закрыть нос пальцами и сосчитать до десяти, то же повторить с открытым носом.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения артикуляционной гимнастики имеют своей целью выработку чёткости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. При этом разные виды артикуляционных упражнений снимают напряжённость с мышц голосового аппарата или же наоборот, устраняют слабость, вялость мышц.

Каждое слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтоб его слышали. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Нужно работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

В этом помогают простейшие упражнения:

1. 4 раза прикусите кончик языка.

2. Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

3. Покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом.

5. Упритесь языком в верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь.

6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта.

7. Покусайте нижнюю, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

8. Вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

9. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

10. Энергично произносите: «п-б», «т-д» .

11. То же, высунув язык.

12. Р0!-0!-0!-0!-0! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря, и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упражнения для губ

1. Растянуть губы в «улыбке». Видны зубы. Удержать положение под счёт.

2. Губы вытянуть вперёд, слегка округлив, «трубочкой». Удержать положение под счёт.

3. Губы в «улыбке» - вытянуть губы вперёд «трубочкой» (переключения).

4. Втянуть губы в полость рта между зубами, «выбросить» губы вперёд, со звуком «П». Все упр. выполняются по 5 раз.

Упражнения для языка

1. Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы края языка касались углов рта. Удерживать язык под счёт до 5 раз.

2. Рот открыть, кончик языка: за верхние зубы, за нижние, в левую щёку, в правую щёку.

3. Кончиком языка провести по твёрдому нёбу от передних зубов до мягкого нёба, и наоборот.

4. «Цоканье». Присосать язык к твёрдому нёбу и с силой его оторвать.

5. Протиснуть кончик языка сквозь сомкнутые губы.

Упражнения для мягкого нёба

Упражнения для мягкого нёба рекомендованы лицам, у которых слышится носовой оттенок голоса.

1. Произносить «А-Э» на твёрдой атаке. При этом мягкое нёбо отодвигается назад.

2. «Зевнуть», задержать дыхание на высоте зевка.

3. Дуть на воду через трубочку.

С. Т. Никольская придаёт большое значение вибрационному массажу, который производиться энергичным постукиванием пальцев по коже лица. Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрационный массаж – это ещё и своего рода настройка голоса. В. П. Морозов нашёл, что «действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Вибрация лицевой части скелета в области носа приводит к значительному усилению высоких обертонов. Отсюда – увеличение звонкости, сочности, красоты, полётности звучания голоса.

Фонопедический метод развития голоса.

Для голосовых упражнений используются сначала звонкие согласные звуки, а также слоги – сочетания звонких согласных с гласными звуками.

1) Звук «М» имеет самую лучшую физиологическую основу, для выработки правильной фонации. «Мычание» произносится с закрытым ртом, на выдохе, медленно.

2) Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания присоединяется гласный «У» - слог «МУ». Переход к гласной «У» объясняется следующим: при «У» гортань занимает наиболее низкое положение, при этом голосовые складки работают с наименьшей затратой энергии. При многократном повторении слога «МУ» голос усиливается, приобретает большую санорность.

3) Затем произносят слоги с гласным «О». При произнесении этого гласного голосовые складки активны немного меньше чем при «У», но сила голоса значительная, мягкое нёбо при произнесении «О» поднимается. Из-за ощущения движения грудной клетки ученик добивается грудного звучания «О» т. к. грудной звук голоса является полным по звучанию. Легко, в «позиции резонатора» произносятся слоги: «МО-МОМ-МОММ» и т. д.

4) Звук «А» - наиболее сильный, но трудный. Эта трудность объясняется анатомо-физиологическими условиями, минимальными тактильно-вибрационными ощущениями, высоким положением гортани. Звучанию голоса может навредить «открытый» звук «А», резкий, неприятный. Поэтому при постановке звука «А» обращаем внимание обучающегося на умение поднять и удержать нёбную занавеску, на тёплый выдох (на руке). Сначала произносим слоги «МА», затем «АМ», закрытые «МАММ-АМАММ-МАМММ» и т. д.

5) Звук «И» акустически слабый. При произнесении «И» за счёт наибольшего импеданса создаётся значительное напряжение языка, губ, гортани. Что весьма затруднительно для произношения. Поэтому рекомендуется тренировать слоги с этим звуком в последнюю очередь. «МИ-ИМ-МИМ-МИММ» и т. д.

6) После того как эти упражнения выполняются без затруднений, можно переходить к произнесению открытых слогов: «МА-МО-МУ-МЭ-МИ». Можно проводить аналогичные упражнения со звуком «Н».

Развитие силы голоса

Умение изменять силу голоса - одно из важных его выразительных средств.

1. Вдохнуть, живот вперёд, на выдохе долго тянуть; А--- АОУЭ--- О--- АО--- АОУ--- и т. д.

2. Усиление голоса а---А от тихого до громкого. То же со звуками «О,У,Э».

3. ж---Ж---ж от тихого к громкому и обратно. То же со звуками «З, В».

4. Счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса.

Развитие высоты голоса

1. Произносить гласные, меняя высоту тона, как укачивают ребё нка: «А» вверх, вниз.

2. Произносить слоги с постепенным повышением и понижением тона: «АУ», «ОУИ».

3. Сделать вдох, на выдохе считать от верхнего «ДО» до нижнего «ДО».

Вокальная фонопедия

При вокальной фонопедии преследуется цель постепенности тренировки голосового аппарата. Система применяемых упражнений преследует цель свободного лёгкого звучания, чёткости произносимого слова в пении, без перегрузки дыхания. Поются вокализы на legato, мелодии без слов, затем доступные музыкальные произведения. Начальные упражнения предлагаются в легкодоступном певцу диапазоне, голосом минимальной силы. По мере тренировки упражнения усложняются, расширяется диапазон и увеличивается сила голоса. При выполнении всех упражнений важно контролировать звучание в «маске», то есть в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе. На начальном этапе обучения пению лучше не злоупотреблять согласными, т. к. при их произнесении в работу включаются лишние мышечные зажимы. Гласные звуки поются в следующей последовательности: «У,О,А,И».

Образование гласных и согласных звуков, т. е. формирование звуков и слова, связано с функцией полости рта и глотки, принимающих участие в работе артикуляционного аппарата. Для укрепления и уточнения произношения, как согласных, так и гласных звуков проводится артикуляционная гимнастика, после чего можно перейти к артикуляционным упражнениям. Упражнения начинают выполнять с беззвучного произнесения взрывных согласных «П,Т,К». Затем произносить слоги с этими согласными ПА-ПО-ПУ-ПЕ и т. д. Следующий этап звуки «Ф,С,Ш,Х», затем звонкие согласные «Б,Д,Г,В,З,Ж». Последний этап - сонорные согласные «М,Н,Р,Л». Для автоматизации звуков используются пословицы, поговорки, считалки. Произносить звук следует очень чётко, утрированно.

Интонационно-фонетические упражнения

I. Рот открыт в форме прямоугольника, руки подняты на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Активное произношение согласных звуков Щ, С. Ф, К, Г, П, Б, Д, Г, В, 3, Ж. Каждый звук произносится 4 раза. Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой.

2. «Страшная сказка».

Исходное положение: рот открыт. Движением челюсти вперед - вниз губы расслаблены, проверьте пальцами рук, проткнув щеки. Произносить гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение липа - испуганное. Произносить гласные без видимых движений губ и челюсти: У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭ, АОУ.

3.«Вопросы - ответы».

С вопросительной интонацией задавать вопрос: «У»?

С восклицанием отвечать: «У!» и так далее по схеме

4. Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.

Скороговорки

Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки и чистоговорки. (Приложение 1).

Однако существуют определённые правила для их чтения, при нарушении которых они приносят не пользу, а вред. Правила эти очень просты - сначала надо прочесть все скороговорки очень медленно и правильно произнося все звуки. Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость чтения, однако не следует читать быстрее, чем вы способны совершенно правильно произносить слова, и при малейшем признаке того, что ваше чтение превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному прочтению и вновь постепенно увеличивать скорость.

Поскольку в результате фонопедических упражнений органы артикуляции, голосовой и дыхательный аппарат активизированы, путём дыхательных упражнений создана «опора» для вокала. Только тогда можно переходить на новый этап, усложняя вокальные упражнения и песенный репертуар.

Приложение 1

Скороговорки

Купи кипу кип.

Осип охрип, Архип осип.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа..

Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Грозди рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.

Публикации по теме:

Физкультурное занятие с применением здоровьесберегающих технологийФизкультурное занятие с применением здоровьесберегающих технологий «Физкультурное занятие с применением здоровье сберегающих технологий». Цель: Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и.

Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обученияПрименение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал - это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологийОтчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУФотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках вокала
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 00:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД