МААМ-картинки

Приобщение детей к традиционной русской культуре

Наталья Подвигина
Приобщение детей к традиционной русской культуре

Приобщение детей к традициям народной культуры – важнейшая задача развития ребенка. Необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях.

Публикация «Приобщение детей к традиционной русской культуре» размещена в разделах

Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше. Россия, Родина, Родной край. Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

Первым шагом должно быть расширение знаний о своей малой Родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями. Белгородчина — уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение.

Например: К великим праздникам относились Пасха, Рождество, Масленица. Рождественские святки начинались 6 января. Вечером шли «кликать» коляду парни и девушки. В старину считали, что чем лучше хозяева одарят колядовщиков, тем счастливее для всех сложится новый год. Дома вместе с детьми изготавливали маски, изображающие разных животных, сочиняли праздничные поздравительные пожелания. Масленицупраздновали накануне великого поста целую неделю, широко, раздольно. Обязательная еда на празднике - блины – символ солнца. Каждый день масленицы имел свое название –«встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «разгуляй», пятница – «тещины вечера», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье - «целовальник» .Пасху праздновали три дня. В это время никто не работал, матери даже пеленок не стирали, кушанье готовили с запасом. Стены украшали вышитыми рушниками, стели на стол праздничную скатерть, пекли куличи, варили холодец, красили яйца. В пасхальную ночь все шли в церковь. Дома оставались только малые дети и глубокие старики. Организовывали веселые игры: «чекание» яйцами, «прокати» яйцо.

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир пре-красного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Важно развивать творческие способности дошкольников. Необходимо использовать все виды фольклора. Знакомить с особенностями культуры русского народа. Знакомя детей со сказками, пословицами, загадками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках высмеются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Например:

1. Свет не без добрых людей. Здесь говорится о том, что можно встретить много и добрых людей, которые тебе помогут и словом, и делом.

2. Вежливость нужна каждому. Здесь говорится о том, что быть вежливым должен быть каждый человек, она помогает нам находить контакт с людьми, поддерживать хорошие отношения.

3. Бережливость лучше прибытка. Эта пословица говорит о значении бе-режливости для людей, потому что она помогает экономить силы, наше время и деньги, с бережливостью должны все дружить.

4. Скромность всякому к лицу. Здесь утверждается, что надо быть скромным, не рассказывать много о своих успехах, не хвалиться ими, потому что если человек воспитан, то он прежде всего скромный и благородный.

5. Ленивому всегда праздник. Эта пословица говорит о том, что лентяй всегда найдет время для отдыха, а не для работы, ленивый не любит много трудиться, а любит веселиться.

Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся: работу за них выполняют другие, например:

«Морозко» - где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету.

«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Марша-ком)где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

«Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки») – где му-жик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь, а медведь лентяй.

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» - где Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.

«Зайкина избушка» - когда решили заяц и лиса избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».

«Лиса и журавль» - где лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.

Уже в младших группах можно использовать народные игрушки: пирамидки, матрешки, каталки, качалки и др. Малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложняется задача по слушанию детей музыкального материала, восприятию.

В своей работе я широко использую народные игры на занятиях на прогулке, в ходе праздников и развлечений. Большинство этих игр записаны со слов жителей Белгородской области:«Дедушка Мазай», «Шел козел по лесу», «Царь государь», «Белочка и охотник», «Чехарда», «Веревочка», «Чижик», «Заря», «А мы просо сеяли», «Метелица», «А мы просо сеяли», «Золотые ворота» и т. д.

Большое место занимают народные праздники и традиции. Дети знако-мятся с народными танцами, песнями, водят хороводы. Узнают о культуре проведения таких праздников.

Важное место отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ – главное звено воспитания любви к народным традициям. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение.

С чего же начать изучение истории своей семьи: знакомстводошкольни-ков с родословной, создание генеалогического древа (в работе с маленькими детьми этот термин можно не употреблять, достаточно слов — древо семьи). А интересное семейное дело всегда благоприятно влияет на детей. Малыш начинает ощущать поддержку всей семьи и у него появляется чувство единства и сплочённости, что в дальнейшем помогает справиться с трудностями.

Параллельно с составлением генеалогического древа можно создать герб семьи. Можно организовать выставки семейных фотографии и семей-ных реликвий. С целью поддержания интереса к родословной, детям можно предложить такие тематические задания как: «Наша фамилия», «Родители моих родителей», «Профессии родителей». Можно предложить родителям вместе с детьми изготовить семейную газету, в которой будут отражены яркие события из жизни семьи, история происхождения фамилии и т. д.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Следовательно, в уголке должны быть:Младшая группа

1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)

- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты жи-вешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстни-ки» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);

- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рас-сказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной : (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры : предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).

Примерный материал:

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посёлок»;

• Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы.

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

В старшей и подготовительной группах:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками страны.

Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной посе-лок», «Города герои»;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;

• Родословные древа детей;

«Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.

• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)

• Наборы открыток «Русский быт».

• Диски с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

• Зона костюмирования (фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали).

Воспитывая в детях любовь к национальным традициям, узнавая все лучшее, что оставлено нам в наследство, у них развиваются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка, и они становятся добрее.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к традиционной русской культуре
Опубликовано: 2 октября 2022 в 19:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД