Розалия Ан
Приобщение детей к традиционным промыслам народа саха
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к традиционным промыслам народа саха
Ан Розалия Кирилловна
Старший воспитатель
МБДОУ «Дюллюкинский ЦРР – Детский сад «Кустук»
«Приобщение детей к традиционным промыслам народа саха»
За время существования народ саха накопил, сохранил и донёс до наших дней богатый опыт воспитания подрастающего поколения. Сформировалась педагогика быта, семьи, рода, народности, нации – этнопедагогика, признанная бесценным достоянием.
Публикация «Приобщение детей к традиционным промыслам народа саха» размещена в разделах
В современном стремительно меняющемся и развивающемся мире проблемы народной педагогики приобретают особую актуальностью.
В Республике активно, плодотворно действует Ассоциация народной педагогики. Высоко оценивают деятельность Оросунского музея народной педагогики основанного Константином Спиридоновичем Чиряевым. Народная педагогика сильна огромным многообразием идей, подходов, методов и приёмов. В век глобальной цифровизации необходим инновационный подход к народным традициям воспитания.
Формирование личности ребёнка начинается в семье, где он получает первоначальные важнейшие заповеди: уважение и любовь к родителям, доброту, честность, взаимопомощь и взаимовыручку, трудолюбие.
Эти и другие качества многосторонне развитой личности на научной основе, целенаправленно закрепляются в учреждениях дошкольного и школьного образования
Наше МБДОУ «Дюллюкинский ЦРР – Детский сад «Кустук»» много внимания уделяет принципам тендерного (раздельного) воспитания мальчиков и девочек. В воспитании мальчиков в формировании настоящих мужчин, готовых в любую минуту защитить, вести за собой, велика и неоспорима роль отцов. Именно отцы своим примером воспитывают в сыновьях любовь к родной земле, бережное отношение к природе, ко всему живому, учат жить в гармонии с Природой и сохранить её для будущих поколений.
Общение с природой вырабатывает у детей наблюдательность, бережливость, аккуратность, умение ориентироваться. Решая возникающие при общении с окружающим миром проблемы, дети становятся находчивыми, выносливыми.
С целью приобщения воспитанников к традиционным народным промыслам, мы проводим цикл занятий на тему «Куйуур».
На первом занятии знакомим с укладом жизни наших предков, рассказываем и наглядно показываем зависимость занятий народа от сезонов года, от сил природы, как добывали себе пропитание. Обогащаем словарь новыми, в повседневной жизни современных саха малоупотребительными словами.
Следующее занятие – непосредственно о виде подлёдной рыбалки в весеннее время – куйууре. Благодаря доступности снаряжения для семьи любого достатка, вид крепко укоренился, стал популярным способом добычи, крупным подспорьем для хозяйства.
Знакомим детей со строением сака,показываем изображение куйуура или его макет, изготовленный родителями.
Можно послушать рассказ детей, которые уже имеют опыт ловли рыбы куйууром, ездили с отцом или другими родственниками на озеро. Посмотреть фотокарточки или видеозапись.
Объясняем слова:
Куйуур – сак (сачок) для подлёдной ловли рыбы
Куойа – ободок сака
Манкы – рукоятка сака
Туерэй – дощечка с отверствием, куда вставляется рукоятка сака
Суур – совок для извлечения более крупных льдин из проруби
Кыл хамыйах – волосяной черпак для удаления из воды мелких льдин
Ойбон – прорубь
Третье занятия посвящается самому процессу рыбалки по принятому распорядку.
1. Разгребание снега с небольшого участка на льду озера.
2. Вырубание проруби пешней (анньыы)
3. Извлечение более крупных кусочков льда с помощью совка (ср)
4. Удаление мелких льдин волосяным черпаком (кыл хамыйах)
5. Установка сака в прорубь.
6. Круговые движения рукоятки сака.
Всё это происходит с обязательной наглядной демонстрацией. Переносят улов на спине в берестяном сосуде среднего размера (тымтай) на манаге (на спинные дощечки с ремнями).
Дети убеждаются, что такой способ рыбалки длительный и трудоёмкий, требующий выносливости, холодостойкости, силы, мастерства.
Современные рыболовы пользуются усовершенствованным снаряжением, не тратят сил и времени на пешие походы. Добираются до озера и обратно на автомобиле, не сами изготавливают куйуур, а покупают готовый из современных прочных материалов, пользуются ручными и электробуром. Одеваются в тёплый, удобный, фабричного шитья комплект. При желании или необходимости могут передохнуть в отапливаемой тёплой палатке. Всё это значительно облегчает процесс рыбалки.
Таким образом, приобщение детей в дошкольном возрасте к традиционным народным промыслам пробуждает в них интерес, обогащает духовно, способствует сближению с природой, развивает наблюдательность за приметами окружающей природы в зимне-весенний сезон, укрепляет здоровье.
При сближении ребёнка с отцом в конкретной ситуации зарождается гордость за мастерство отца и желание быть похожим на него. А с чем может сравниться радость за добытчиков при возвращении в семью с хорошим уловом! Сияющие, любящие глаза матери, восторг младших, весёлый ужин крепко сплачивают семью.
Использованная литература
1. И. Г. Фёдоров, П. К. Васильев бгэбит оло5о – дьаа5а.
Ойуулаах тылдьыт. Дьок. ,Бичик, 2012 стр. 78-79
2. Н. Д. Архипов. Древние культуры Якутии. Якутское книжное издат. ,1989 стр. 127-128
3. Краткий русско-якутский словарь. Якутск, Бичик, 2008
4. Г. Ф. Сивцев. Сахалыы кылгас тылдьыт. Якутскай, 1979.
5. Норуот педагогикатыгар тирэирэн. ээ Бл улууун 2008 сыллаа5ы Чиряевскай ааыылара. Дьокуускай., 2013.