Елена Иванова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу
Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)»
Место работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил» №24 с. Томтор,Оймяконский улус, Республики Саха (Якутия)
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу»
Моя основная работа воспитатель в группе,но помимо этого я руковожу танцевальной студией «Дайаана» которая основана в 1997 году. Занятия проводятся по моей программе «Танцующее детство»,посредством якутского танца я учу дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Недаром говорят, что «Красота спасет мир». Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.
Для выявления динамики танцевальных навыков и умений у детей 4-7 лет я использую диагностику, направленную на определение показателей их усвоения. Перед проведением диагностических методик используем разработанные нами критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры : умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца. На основе установленных критериев выявлены показатели усвоения дошкольниками народной танцевальной культуры.
Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры : внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.
Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;
Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.
При проведении диагностики после показа с опросом элементов якутского танцевального движения ребенку предлагаю его повторить, после чего проводится небольшая беседа с ним об исполненных движениях.
Детям были показаны:
I – подражательные движения, животных и птиц -
- бег оленя;
- элементы движения стерха;
- заячий прыжок;
- элементы движения птички; элементы из эвенских подвижных игр -
- «подскоки на опорной ноге»;
- «прыжок через нарты»;
- «метание»;
II – движения имитирующие трудовой процесс -
- «шитье»;
- «доярушка»;
- «плетенье кос»;
- «охота»;
- «лыжник»;
- «колка дров».
В ходе методики детям задаю следующие вопросы:
1. Как называется это движение?;
2. Что показывает, на что или на какое действие похоже?;
3. Почему эти движения нашли место в якутском танце?
Определив у детей умения подражательства движениям народного якутского танца и уровня отношения к культуре народа саха, приступаю к процессу обучения якутскому танцу. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей танцевальных навыков. Взрослый формирует правильные представления ребенка о движениях танца, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении. При разучивании танца со словами обращается внимание на одновременное их выполнение. При этом стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.
Основная работа осуществляется на занятиях танцевального кружка «Дайаана» поэтапно.
1 этап: тренировочные упражнения и основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.
2 этап: основные элементы якутского танца.
Подражательные движения элементам якутским танца. Элементы игровых танцев. Элементы труда в танцах «Мастерицы», «Охотник», «Зимние узоры».
3 этап: традиционный якутский праздник «Ысыах».
Задачи при обучении дошкольников якутскому танцу :
- включение всех якутских движений в виде разминки;
- изучение основных элементов якутского танца;
- усвоение стиля и манеры якутского танца;
- ознакомление с его смысловым содержанием;
- беседы об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфики исполнения основных движений;
- помочь уловить связь якутского танца с жизнью, бытом, с природно-климатическими условиями и трудовым процессом народа саха.
Интерес к якутскому танцу, увлеченность его характером, любовь к нему - обязательное условие для того чтобы он широко раскрыл и подарил детям свой мир, для того, чтобы он мог выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Большое значение для творческого роста дошкольников имеют выступления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качество исполнения. Дополнительными средствами, способствующими воспитанию ребенка были тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд, жесты, мимика, дви-жение, костюм, мизансцена, т. е. творческие «знаки» театрально-музыкального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка являлось важнейшим мето-дическим принципом проведения экспериментальных занятий. За время работы кружка «Дайаана» родители постоянно помогают в решении организационных вопросов – подготовка атрибутов и костюмов для выступлений детей на праздниках, различных смотрах и конкурсах, гастролей, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие ответственные вопросы по перевозу кружковцев, посещают открытые занятия. Такая совместная работа сплачивает всех и превращает в единый коллектив в составе «Дайааны» : дети, родители, руководитель. Ансанбль является неоднократным победителем республиканского конкурса «Полярная звезда», получил звание «Лучший танцевальный коллектив»,также являюсь лучшим руководителем коллектива.