Зубкова Елена Алексеевна
Приобщение к социальному миру в процессе формирования личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение к социальному миру в процессе формирования личности ребенка дошкольного возраста»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе в хождение в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Публикация «Приобщение к социальному миру в процессе формирования личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки : освоение различных способов общения с пожилыми людьми; умение договариваться при создании совместных поделок; соблюдать очерёдность в словесных играх; устанавливать новые контакты с людьми-инвалидами, людьми другой национальности.
3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
В каждой группе есть дети с «Особым поведением». Они часто выражают протест, неадекватно реагируют на то, что не они первые стоят в колонне или не они стали победителем в игре с определенными правилами. Такие дети общаются со сверстниками, проявляя агрессивность, закатывают истерики родителям, по любому поводу и без повода. Часто это социально – неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны, чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь. Работа педагога в группе с такими детьми состоит в формировании социальной уверенности детей.
Необходимость формирования социальной уверенности у детей обусловлена тем, что её отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнёра. Модель поведения переходит и в общении с взрослыми. Особенности поведения обостряются в период «возрастного кризиса» (5-7лет). Как помочь таким детям?
Для развития навыков общения, самовыражения, совместно с детьми, педагоги в группе вырабатывают правила взаимодействия в группе:
слушать друг друга;
не перебивать;
уважать взрослых и детей;
быть активными.
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, выбрав тему инновационного образовательного проекта, творческая группа педагогов детского сада «Малыш» ориентировалась на то, что должное внимание в воспитательно–образовательной работе дошкольного учреждения должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников, развитию социальной уверенности у дошкольников.
Социально – неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Педагоги стараются помочь ребёнку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребёнка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный гармоничный выбор способов жизни. А это даёт социально – уверенное поведение, социально – компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Для нормального развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребёнок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает её по какому – либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т. е. то, что называется социальной неуверенностью.
Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, которое определяется тремя факторами:
чувством собственной значимости;
уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности, т. е. осознанием собственной компетентности;
убеждённостью в импонировании другим людям.
Детям с нормальным психическим развитием свойственно быть «хорошими» и они к этому стремятся, но не всегда могут. Наша задача им помочь. Продумывая и организуя совместные мероприятия с людьми пожилого возраста, относящимися к детям с любовью, заботой, проявляющими особый интерес к их творчеству, успехам и просто разным организованным видам деятельности мы стремились, чтобы все дети почувствовали свою значимость, гордились своими успехами, учились взаимодействовать с людьми- инвалидами, проявляли уважение к пожилым людям, были добрыми, отзывчивыми и более терпимыми.
Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. В этом периоде закладываются основы человеческого в человеке. Очень важно не пропустить этот период и использовать весь имеющийся у педагога потенциал средств, для воспитания очень важных нравственных и моральных качеств у ребенка.
Совершенствование воспитательно-образовательной системы невозможно без определения и реализации ряда условий для психологического комфорта ребенка в детском саду. Однако мы замечаем, что увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.
Поэтому через активные способы взаимодействия детей с бабушками и иногда дедушками КЦСОН с. Сеченово в процессе проведения конкретных совместных мероприятий дети среднего и старшего дошкольного возраста получали больше социального опыта и образца поведения, воспитания, обогащали свои представления об окружающем предметном и социальном мире, чем в процессе бесед, занятий.
Наши воспитанники всегда с нетерпением ждали очередной встречи со старшим поколением, разучивали стихи, песни, танцы, учились играть в шашки, изучали культуру и традиции русского народа, рассматривали слайды о скандинавской ходьбе, изготавливали поздравительные открытки, коллективные панно. Всем хотелось показать себя с хорошей стороны, поиграть или потанцевать с бабушкой, рассказать о своих успехах в детском саду, иногда даже просто продемонстрировать свою силу рук, отжавшись перед бабушкой от пола или просто ее поцеловать.
Используя позитивный опыт взаимодействия с КЦСОН, все участники инновационной деятельности получили хороший стимул к сотрудничеству. В результате проведенных совместных мероприятий у них осталось удовлетворение от совместной работы и общения. Надеюсь на дальнейшее активное взаимодействие педагогов с социальными партнерами и на то, что у педагогов не пропадет желание творить, созидать и улучшать мир вокруг себя.