Галина Сытник
Конспект занятия «Пряники печатные — на вкус приятные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект напосредствееной образовательной деятельности по художествеено-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Пряники печатные – на вкус приятные!"
Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Пряники печатные — на вкус приятные!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Пряники. Роспись, рисование
- Темочки
• Формировать у детей представление о традициях русского народа на примере изготовления пряников на Руси;
• Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности.
• Создать условия для творческого применения освоенных умений.
• Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;
• Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи
• Индивидуальная работа:
• Следить за речью детей;
• Оказывать помощь при ответах на вопросы;
• Оказывать помощь при изготовлении пряников.
Работа по активизации словаря: печатные, лепные, вырезные, силуэтные Работа по обогащению словаря: пряничные доски, глазурь, козули, пряности, ароматный, потчевать.
Ход занятия
Воспитатель в костюме Забавушки встречает детей в горнице.
Забавушка: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Я гостей ждала, наряжалась, украшалась. Встанем рядком, да поговорим ладком. Я – Забавушка. Люблю песни петь, плясать да ребяток забавлять.
А услышать ваши имена мне поможет мой волшебный клубочек. Этот клубочек поможет вам найти ласковое слово для своего соседа: «Клубочек другому передаю и ласково имя его назову - …
Игра "Клубочек ласковых имен"
Забавушка:
-Ребятушки, проходите, садитесь, каждому найдется и местечко, и доброе словечко. Вы знаете, я люблю сказки рассказывать, шутки, прибаутки да разные истории. Все бы вам рассказала, да позабавила вас, да никак не могу сейчас.
-Вот послушайте: есть у меня домовой Кузя, мы с ним дружим и не ссоримся, но что-то стал Кузя мой сердиться на меня. То ложку уронит, то клубочки мои спрячет. Уж чем я ему не угодила? Не знаю. Вот думаю, чем его задобрить?
-А посмотрите-ка, записочка! Наверное, от Кузи.
Письмо "Обидела ты меня, Забавушка, тем, что не потчуешь меня сладостями разными. Исправишься, перестану сердиться на тебя! Кузя
-" Чем же можно Кузю моего угостить? Придумала!
Я вам сейчас загодаю загадку, а вы отгодайте о каком лакомстве идет речь
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряник)
Забавушка: А вы любите пряники? Как часто они бывают у вас на столе? А хотите узнать все о пряниках?
Дети: Да!
Забавушка! А поможет нам в этом волшебный экран.
-Что мы видим на экране? Пряники. И сейчас их можно в любом магазине. Их изготавливают на хлебзаводах, а делают их специальные машины.
-Но так было не всегда! Когда то пряники были большой ценностью и ели их только по особым случаям. Первые пряники стали изготавливать в глубокой древности. -
- Пряники изготавливали разных размеров: маленькие и большие – почетные
-Ели такие пряники только люди знатные и по большим праздникам. Вы помните сказку о рыбаке и рыбке?-
- Пряники печатали на пряничных досках, выпекали в печи. -
Забавушка: Так давайте, и мы приготовим тесто.
Проводится пальчиковая игра «Тесто» :
Быстро тесто замесили (Имитируем замес теста)
На кусочки разделили (Имитируем разделку на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями выполняем движения
вперед- назад)
И слепили прянички (Прикладываем ладонь к ладони)
Прянички с вареньем
Всем на удивленье!
Забавушка: Из чего замешивали тесто для пряников вы знаете?
Ответы детей? (Мука, вода, яйцо, мед.)
Забавушка: Главная особенность всех пряников в пряничном тесте. А а что же особенного в этом тесте вы знаете? (рассуждения детей). Кто- нибудь догадался почему пряники называются именно пряники?
-Хотите узнать почему? Когда то очень давно люди обнаружили на земле удивительные ароматные травы, коренья, пахучие семена. Их стали измельчать, сушить и добавлять в тесто. А назвали эти ароматные вещества пряности. И стали эти пряности добавлять в тесто. Отсюда и название ПРЯНИКИ!
А сейчас, я приглашаю вас познакомимся со свойствами некоторых веществ, из которых изготавливаются пряники. (приглашает к столу для экспериментирования)
Эксперимент 1: «Определение на ощупь, где соль, а где мука»
Действия:
С закрытыми глазами опустите руки в тарелочку с мукой и тарелочку с солью. Потерите содержимое между пальцами.
Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.
Эксперимент 2: «Определение пряностей»
Действия:
В стаканчики насыпаны различные пряности, мука, Поднося каждый стаканчик к носу, определить по запаху, где пряности.
Вывод: Пряности имеют ярко выраженный запах.
Молодцы вы отлично справились!
Приглашаю вас к нашему волшебному экрану.
Рецепты изготовления пряников разошлись по всей РУСИ.
Какие же пряники стали изготавливать пряничные мастера? Печатные, силуэтные, лепные, вырезные, козули.
Самые знаменитыепряники во всем мире ТУЛЬСКИЕ!
И любят их во всем мире!
В наше время пряники не только на заводах, но и кондитеры выпекают и украшают пряники в ручную. И получаются они очень вкусные и красивые.
Забавушка: Что ж вы милые детишки, засиделись шалунишки?
А теперь я приглашаю вас поиграть
(показывает ребятам "карусель” - обруч с лентами) :
Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?
Идите вы на карусель – место прозеваете!
(Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра.
Забавушка: Ох, и весело играли! Ребятушки, а когда люди играют и веселятся? В каких случаях? (когда хорошее настроение или праздник)
-Скоро у нас праздник будет. Это «Масленница», старинный русский праздник. В этот день принято всех угощать блинами и различными сладостями. А вот я Кузеньке угощение не приготовила! Вот и обиделся на меня Кузя. А хотите мы все вместе украсим прянички для дорогих нам людей? Присаживайтесь за столы.
(Воспитатель объясняет технологию украшения пряников и пока дети работают, помогает им)
Забавушка: Вам понравилось расписывать прянички?
А сейчася предлагаю, вспомни нам свами все то о чем мы сегодня говорили. А поможет нам в этом наша таблица.
Итог Мнемотаблица: "Все о пряниках"
Расшифровка мнемотаблицы:
1. В пряничное тесто добавляют мед и пряности
2. Пряники печатали на пряничных досках, выпекали в печи
3. Пряники изготавливали разных размеров: маленькие и большие – почетные
4. В наши дни пряники изготавливают на хлебозаводах и в пекарнях
5. Самый знаменитый пряник ТУЛЬСКИЙ
6. Русские пряники любят во всем мире
Забавувшка приглашает детей на следующий раз в гости.
Вручает подарки. Прощается с детьми.