МААМ-картинки

Проблема пассивности усвоения информации как одна из современных проблем информатизации образования

ГАЛИНА БОБРОВА
Проблема пассивности усвоения информации как одна из современных проблем информатизации образования

Современные тенденции развития образования диктуют новые правила и новые более удобные приемы, методы и средства работы. Все ступени образования в России в последнее десятилетие всё более и более широко используют новые технологии обучения, из которых большей популярностью пользуются информационно-коммуникационные технологии. Несомненно, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовании очень упрощает процесс усвоения материала, но при этом несет в себе опасность и некоторые проблемы, которые мы и хотели бы обсудить в данной статье.

Публикация «Проблема пассивности усвоения информации как одна из современных проблем информатизации образования» размещена в разделах

Для начала необходимо разобраться с самим термином информатизации образования. Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, которая подразумевает внедрение в воспитательно -образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения и воспитания. Иными словами, процесс информатизации образования подразумевает под собой перестроение системы образования под «новый лад», в котором необходимо присутствие новшеств в сфере педагогических наук, информационной среды и области технического прогресса.

Информатизацией можно считать следующие новшества педагогического процесса: использование новой педагогической методики, внедрение компьютерных и интерактивных средств в процессе обучения или воспитания, использование коммуникационных средств для дистанционной связи с воспитанниками и их родителями и пр.

На сегодняшний день нельзя отрицать того факта, что все эти новшества крепко вплелись в жизнь современного человека, задев при этом и область образования. Сейчас невозможно представить занятие в детском саду без игровой технологии или педагогической методики или презентации. Незаметно для нас информатизация образования превратилась в обыденное дело, которое стало неотъемлемой частью полноценного образовательного процесса.

Нельзя отрицать, что вхождение в образовательный процесс новых технологий повлекло за собой множество преимуществ над прежним укладом педагогической науки. Многие занятия стали намного проще и легче как для педагогов, осуществляющих процесс образования, так и для тех, кто «питает плоды». Информатизация помогает более наглядно донести для всех воспитанников те знания, которые считаются необходимыми. Коммуникация с участниками целостного педагогического процесса также стала намного проще и доступнее в рамках включения всех новых технологий.

В своей работе нам хотелось бы отметить не столько преимущества, сколько проблемы, которые повлекла за собой информатизация образования. Проблем на самом деле оказалось очень много. Из них:

Опасность подавления межличностного общения;

Пассивность усвоения информации;

Усиление социального неравенства;

Снижение уровня социализации и пр.

Нами была выделена одна из более глобальных и трудно решаемых проблем информатизации- это пассивность усвоения информации воспитанниками.

Уже было отмечено выше, что использование средств ИКТ очень существенно упрощают процесс усвоения информации. Чрезмерное «упрощение» этого процесса нередко и приводит к тому, что информация перестает добываться самими воспитуемыми, становясь «готовым продуктом», тем, что синтезировать не приходится. Современные требования ФГОС диктуют всем участникам педагогического процесса жесткие условия в плане «добычи» информации на занятиях в группе и все эти требования заключаются в том, что каждый ребенок должен учиться добывать и синтезировать ту или иную информацию, находясь под руководством педагога, но не зависеть информационно от него.

Проблема пассивности восприятия является в первую очередь опасной для самого ребенка. В ходе становления его как личности и развития в плане интеллектуальной и волевой сфер ребенок привыкает к роли активного слушателя и получателя необходимой информации, которая необходима для успешного усвоения того или иного уровня образования. Такая «привычка» приводит к неумению и неспособности человека к самостоятельному изучения и усвоению какой-либо информации даже в сознательном и более взрослом возрасте.

Решение такой проблемы крайне сложно и зачастую считается даже невозможным. Весь вопрос стоит в недопущении такого исхода. Для предотвращения перехода от активной любознательности к пассивному восприятию.

В процессе работы мы выделили несколько рекомендации для воспитателей, направленных на профилактикуи пассивности восприятия :

Активное включение ребенка в работу даже во время работы с ИКТ средствами;

Использование средств ИКТ по минимуму, обоснованно подходить к включению ИКТ средств в педагогический процесс;

Привлекать детей к обсуждению, спору, диалогу;

Перед использованием ИКТ обсуждать то, что предстоит увидеть детям, после просмотренного также обсуждать основные моменты и пр.

Несомненно, проблема пассивности восприятия информации является важной и сложной, но далеко не единственной. Важно учитывать, что все проблемы, вызванные информатизацией образования в России, необходимо комплексно и полноценно решать и предотвращать, использую рекомендации ФГОС и уже сложившийся педагогический опыт.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках и занятиях, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к единицам педагогического процесса презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам. Можно смело утверждать, что современный педагогический процесс немыслим и практически невозможен без использования каких-либо ИКТ средств.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблема пассивности восприятия информации является важной и очень серьезной. Информатизация образования принесла много положительных течений в плане развития системы образования в нашей стране, но и без приобретения новых трудностей не обошлось. Проблема отсутствия активного познавательного интереса в силу пассивности восприятия является глобально, но решаемой. Не допустит подобного исхода поможет грамотно организованная работа педагога и соблюдение рекомендация по включение информационно-коммуникационных средств в целостный педагогический процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Роберт И. В., Теория и методика информатизации образования. Психолого-педагогические и технологические аспекты // Лаборатория знаний- 2014- С. 100-243.

Публикации по теме:

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗДидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Важно помочь ребёнку.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!»Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем Мастер-класс на РМО педагогов-психологов "Настольная психологическая игра в коррекции и профилактике психологических проблем дошкольников".В.

Семейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образованияСемейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образования Как социальный педагог дошкольного отделения гимназии хочу вам рассказать о семейных детских садах. 30 октября 2007 г. вышло постановление.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема пассивности усвоения информации как одна из современных проблем информатизации образования
Опубликовано: 20 марта 2022 в 20:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД