Лучший педагог года

Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста»

Ирина Маяцкая
Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста»

«Проблема социальной адаптации детей раннего возраста».

Изменения, происходящие в современном мире, увеличение скорости передачи и усвоения информации, увеличивающийся темп жизни, актуализируют проблему социальной адаптации детей раннего возраста. Дети, рожденные в современном мире, вступают в многочисленные социальные отношения гораздо раньше, чем это делали их родители. В данном контексте следует говорить о необходимости поиска путей и условий решения проблемы социальной адаптации детей раннего возраста как начальном этапе интеграции в новую систему отношений с окружающим миром. Данная проблема является одной из ключевых для современной педагогической науки, общества и государства, образовательной практики и личности.

Публикация «Консультация „Проблема социальной адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Социальная адаптация – «это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими»[4]. Социальная адаптация ребенка раннего возраста, по мнению А. М. Щетининой - это «взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного «Я» ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека» [5].

Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует образовательные учреждения на «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [3]. Создание таких условий возможно только в процессе социальной адаптации, как компонента социализации и именно в дошкольной образовательной организации (ДОО). В связи с этим уже в ДОО необходимо организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями, психическим и физическим развитием воспитанников.

Основой социальной адаптации и формирования взаимоотношений со сверстниками является ранний детский возраст. От того, как будет проходить адаптация детей в этом возрасте к ДОО, будет зависеть и дальнейшая адаптация детей к среднему образовательному учреждению и выстраиванию взаимоотношений на последующих этапах обучения [1]. Основой ФГОС ДО является социализация детей с раннего возраста. Приход детей раннего возраста в ДОО требует социальной адаптации детей раннего возраста как условия предупреждения возможных психологических и коммуникативных проблем ребенка, отклонений в физическом развитии и здоровье ребенка.

Однако, при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители” [1]. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [3]. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья- детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Список литературы:

1. Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/ ( дата обращения: 17.06.2019).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

3. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно- ролевой игры у дошкольников //Концепт

5. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 156 с.

Публикации по теме:

Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе Уважаемые, коллеги! Вашему вниманию предлагаю статью о проблемах адаптации детей, и в связи с этим я в очередной раз начинаю свое пятилетнее.

Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Коваленко С. В. воспитатель, МБДОУ№41, г. Усть-Лабинск Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Игра «Рисунки на песке».

Конспект группового занятия по социальной адаптации детей с ОВЗ «Терпение и труд все перетрут» Конспект группового занятия по социальной адаптации детей ОВЗ. Тема: «Терпение и труд все перетрут». Подготовила учитель-дефектолог: Пастухова.

Консультация «Адаптация детей раннего возраста. Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Консультация для педагогов «Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего возраста» . Новые подходы к адаптации детей РВ Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к измененным условиям, который протекает на.

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация детей раннего возраста Закончился до ясельный патронаж.

Консультация для родителей «Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду» Коваленко С. В., воспитатель, МБДОУ № 41, г. Усть-Лабинск. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи:.

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация – сложный период.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 17:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД