Ирина Витко
Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Консультация
для педагогов и родителей (законных представителей)
МБДОУ «Детский сад №1 Берёзка»
посёлка Мостовского
по теме: «Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада».
Составил: воспитатель Витко И. В.
п. г. т. Мостовской
Публикация «Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада» размещена в разделах
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьё зных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками и т. п. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это сложный период для ребёнка, его родных и персонала ДОУ.
Картина адаптации любого ребёнка диагностична. Родители должны не только знать, что творится в организме и душе ребёнка, когда он впервые идёт в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации. Поэтому задачи педагогов дошкольного учреждения :
- показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности её решения ;
- предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребёнку;
- создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду;
- устранить противоречия между возможностями ребёнка и
требованиями среды;
- продумать алгоритм совместных действий с родителями;
- раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Преимущества пребывания ребё нка в ДОУ:
- чёткое соблюдение режима дня, а соответственно – режима питания, отдыха, сна;
- развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;
- система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;
- разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослых;
- формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества) и пр.
Часто адаптационный период сопровождается изменениями в детском организме на всех уровнях. Основные показатели изменений в поведении ребёнка в период адаптации к детскому саду :
1. Эмоции ребёнка. В первые дни отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребёнка; степень их проявления может быть различной. На смену отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, что свидетельствует об окончании адаптационного периода.
2. Социальные контакты. В первое время дети замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается постепенно.
3. Познавательная деятельность снижается на фоне стрессовых реакций; ребёнок почти не интересуется игрушками.
4. Социальные навыки. Под влиянием новых внешних воздействий малыш может частично растерять навыки самообслуживания; например, самостоятельно пользоваться ложкой, умываться и т. д. Однако в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.
5. Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скуднеет.
6. Двигательная активность редко сохраняется в пределах нормы. Ребёнок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
7. Сон. Вначале ребёнок засыпает не сразу; по мере привыкания начинает своевременно засыпать и пробуждаться.
8. Аппетит. Нормализация пониженного или повышенного аппетита свидетельствует о привыкании ребёнка к условиям детского сада.
9. Здоровье. Сначала снижается сопротивляемость ребёнка.
Динамика продолжительности времени пребывания ребёнка в ДОУ первую неделю определяется поведением самого ребёнка. Несколько полезных советов родителям:
1. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
2. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне его поступления в ДОУ.
3. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
4. Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
5. Не отучайте ребёнка от вредных привычек в адаптационный период.
6. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
7. На время прекратите посещение с ребёнком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
8. Одевайте ребёнка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
9. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
10. Будте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте дома.
11. Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
12. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
13. Когда ребёнок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слёз при расставании всерьёз – это может быть вызвано просто плохим настроением.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался :
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложения воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
Используемая литература:
1. Н. В. Макарычева. Проблемы раннего детства. М., 2005г.
2. В. Г. Алямовская. Ясли – это серьёзно. М., 2000г.
3. methods…povedeniya…v_period_adaptatsii_k…