Наталья Семенова
Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
I.ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тесного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ, способствующего адаптации ребенка к условиям детского сада. И чтобы ребенок вступил в новую жизнь радостным, предлагаем следующие рекомендации:
- создайте в семье спокойную дружескую атмосферу;
Публикация «Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада» размещена в разделах
- установите четкие, единые требования к ребенку со стороны взрослых, будьте последовательны в их предъявлении;
- будьте терпеливыми, т. к. дети в этот период наиболее впечатлительны, и им свойственно заражаться, как позитивными, так и негативными эмоциями окружающих;
- формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены;
- поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми; - когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно; - говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, короткие пояснения;
- спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»;
- заботьтесь о том, чтобы у малыша были новые впечатления, но не перегружайте его психику. Достаточно одного яркого события за выходные. Более частые яркие события могут привести к перевозбуждению ребенка;
- вместе с малышом занимайтесь творческой деятельностью: рисуйте, лепите, играйте и т. д.
- поощряйте любопытство;
- будьте щедрым на похвалу;
- каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи);
- с гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и ходит в детский сад;
- напоминайте ребенку, как обращаться к воспитателю, другим детям, как правильно заявлять о своих потребностях;
- напоминайте малышу, что в детском саду деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
- чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки;
- обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече придерживайтесь их в будущем;
- поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений;
- помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с мамой, а детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому уделяйте больше внимания ребенку дома;
- важно дома придерживаться режима дня ДОУ;
- содействуйте повышению иммунитета ребенка;
- планируйте время так, чтобы первые 2–4 недели посещения ребенком ДОУ у вас была возможность забирать его пораньше;
- при каждом удобном случае демонстрируйте позитивное отношение к детскому саду;
- будьте вежливы с сотрудниками ДОУ и другими родителями. Помните — Вы пример для подражания детей;
- детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Обращайтесь за помощью к специалистам: старшему воспитателю, воспитателям. Помните! Ваше спокойное состояние поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Таким образом, сложность адаптации в первую очередь в том, что дети остаются на время без родителей в незнакомой обстановке. Значит необходимо хорошо познакомить детей с дошкольным учреждением в присутствии родителей, дать малышу освоиться и не испытывать страха и эмоциональных переживаний расставания с родителями. Психологическое состояние ребенка очень важно, именно эмоциональное благополучие поможет малышу справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, так как иммунитет будет оказывать более высокую сопротивляемость, чем находясь в состоянии стресса. Не правильное отношение в период адаптации к проявлению упрямства или плаксивости ребенка не только затягивает сам процесс адаптации, но и в целом формирует негативное отношение к дошкольному учреждению у ребенка. Если ребенок активно двигается, улыбается, пытается рассказать о своих впечатлениях взрослым, то можно говорить об успешной адаптации к условиям детского сада. Успех этот, прежде всего, основан на педагогическом мастерстве воспитателей и внимательном заботливом отношении родителей
II .РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА :
- Когда мама придет в группу, выйдете ей навстречу, познакомьтесь с ней.
- Пригласите маму осмотреть группу, покажите шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что педагоги следят за вещами детей. Затем пригласите её в группу, обратите внимание на игрушки, пособия, книги. Расскажите, что вы будете с детьми играть, рисовать, петь и танцевать, читать и рассказывать им сказки. Покажите маме спальню. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, обратите внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа.
- Познакомьте маму с режимом дня в детском саду, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада.
- Узнайте у мамы о её переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера. Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка :
- как называют ребенка дома; чем ребенок любит больше всего заниматься;
- особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т. д. ;
- состояние здоровья (уточнить у медсестры);
- социальный портрет семьи.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ :
- Используйте элементы телесной терапии (обнимайте, поглаживайте детей, берите на руки).
- Необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
- Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
- Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой.
- Рассказывайте сказки, пойте колыбельные, включайте спокойную, расслабляющую музыку в часы утреннего приема, перед сном.
- Используйте игровые методы взаимодействия с детьми.
- Создавайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы, используя потешки, прибаутки, стихи, подвижные игры.
- Не осуждайте опыт ребенка, никогда не жалуйтесь на него родителям.
В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ придерживайтесь некоторых правил при разрешении детских конфликтов :
- избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
- не унижать ребенка («жадина», «злюка»);
- применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
- использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай ее пожалеем»);
- тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю Катя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);
- запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
- запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям прийти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машиной, пока вы не договоритесь»);
- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;
- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
- помочь детям установить очередность в игре с такой же игрушкой.