Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада

Вероника Чердынцева
Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада

Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, требованиям, нормам, правилам.

Для всех детей, в том числе и детей с нарушением зрения приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Поступление в детский сад — первая ступень в формировании у ребёнка самостоятельных отношений вне дома. Ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, чем другие дети, поскольку нарушение зрения накладывает свой специфический отпечаток на период адаптации ребенка с нарушением зрения к детскому саду.

С поступлением в дошкольное учреждение в жизни ребенка с нарушением зрения происходит множество изменений: определенный режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка с нарушением зрения одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Для начального этапа адаптационного периода ребенка с нарушением зрения характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность.

Психологи пришли к выводу, что период адаптации может быть разным. Одной из закономерностей является то, чем старше ребенок. Тем длиннее адаптационный период. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимаются дома и ребенок растет и воспитывается общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить себя, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10 – 12 дней.

Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в режимных моментах. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов с взрослыми и т. п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Это возникает, как правило, в связи с тем, что многие родители во многом жалеют ребенка, ссылаясь на имеющиеся зрительные нарушения, такие родители делают все за ребенка, во всем делают ему снисхождения. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.

Дети с нормой адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель, иногда адаптация у детей с нормой затягивается до 3 месяцев. В сравнении, у детей с нарушением зрения, адаптация может длиться до 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Это еще связано и с тем, что основная часть детей с нарушением зрения, посещающих наш детский сад, имеют третью группу здоровья. У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Если родителям удалось сформировать у ребёнка с нарушением зрения навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с режимом детского сада, и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада

2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек

3. Неумение занять себя игрушкой

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Дети с нарушением зрения эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться родителями при подготовке ребёнка с нарушением зрения в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок с нарушением зрения приобрёл при поддержке близкого человека. Что и предполагает деятельность всех специалистов детского сада и родителей в рамках проекта «Клуб заботливых родителей».

Как родители могут помочь своему ребёнку с нарушением зрения в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду»Адаптация ребенка к новым условиям дошкольного образовательного учреждения «Маленький человечек в детском саду» Вот, уж, как 29 год наш центр развития ребенка детский сад «Белоснежка» раскрывает двери для самых маленьких своих воспитанников. Это испуганные,.

Индивидуальная консультация для родителя «Развитие мелкой моторики у ребенка 3-х лет с нарушением зрения» Цель: повышение педагогической компетентности родителя по вопросу развития мелкой моторики ребенка младшего дошкольного возраста с нарушением.

Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада Детский сад- первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. По мнению психологов, период адаптации к новым условиям длится.

Конспект комплексного занятия тифлопедагога в средней группе детского сада для детей с нарушением зренияКонспект комплексного занятия тифлопедагога в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения Тема: «В поисках чашки». Тип: Комплексное занятие. Цель: Закрепление знаний детей по теме: «Посуда». Задачи: Образовательная: 1. Закрепление.

Консультация для родителей разновозрастной группы. Адаптация ребенка при переходе в старшую группу детского сада. Ваш малыш немного подрос. В прошлом адаптация к новому коллективу, адаптация к болезням, ко сну в садике, к еде. В нашем садике первые 2.

Адаптация-младшая группа детского сада Младшая группа детского сада. Современный воспитатель — это творческий и неугомонный взрослый ребенок, который любит свою работу, уважает.

Проект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского садаПроект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского сада ПРОЕКТ «ДОМ ДЛЯ ДРУЗЕЙ» Наш детский сад комбинированного вида. У нас есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей.

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения Одним из показателей нормального физического и нейропсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или мелкой моторики.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения Волкова О. А., учитель-дефектолог МКОУ "Школа № 256 для детей с нарушением зрения" г. Ижевск Одним из показателей нормального физического.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Адаптация ребенка с нарушением зрения к условиям детского сада
Опубликовано: 8 мая 2017 в 19:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...