МААМ-картинки

Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада

Екатерина Петрова
Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро перенимать сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Публикация «Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. В это время очень важно поддержать ребенка, создать такие условия, чтобы он получал радость от пребывания в детском саду.

Цель программы – создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Задачи программы:

1. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения

2. Снижать импульсивность, тревожность, агрессию.

3. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

4. Развивать внимание, восприятие, речь, воображение.

5. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

6. Развивать игровые навыки.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю. Продолжительность зависит от внимания и поведения детей. Рекомендовано проводить занятия вместе с воспитателем, работающим на группе. Это позволит проводить игры с детьми по их желанию чаще в течение недели

Рабочая программа

Занятие 1. «Божья коровка»

Задачи:

создать положительный эмоциональный настрой в группе;

развивать умение действовать соответственно правилам игры;

развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в собственном теле;

развивать зрительное восприятие (цвета, формы, размера предметов);

развивать внимание, речь и воображение.

Занятие 2. «Листопад»

Задачи:

создать атмосферу эмоциональной безопасности;

снизить импульсивность, повышенную двигательную активность;

развивать умение двигаться в одном ритме, с другими детьми, подстраиваться под их темп;

развивать слуховое внимание, произвольность, быстроту реакции;

развивать речь, воображение, творческие способности.

Занятие 3. «Мячик»

Задачи:

развивать умение взаимодействовать со сверстниками;

развивать чувства ритма, координации движений;

развивать зрительное и тактильное восприятие, речи и воображения.

Занятие 4. «Прогулка в осенний лес»

Задачи:

развивать умение взаимодействовать со сверстниками;

развивать слуховое внимание, произвольность, способность быстро реагировать на инструкцию;

снизить излишнюю двигательную активность;

развивать пространственные представления, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

развивать общую моторику;

развивать память, речь воображение.

Занятие 5. «Веселый Петрушка»

Задачи:

развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

закреплять знания детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

закреплять пространственные представления («верх», «низ»);

развивать восприятие, речь воображение, мелкую моторику.

Занятие 6. «Мячики»

Задачи:

развивать коммуникативные навыки (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно);

развивать восприятие, речь воображение;

развивать ориентацию в собственном теле.

Занятие 7. «Зайка»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

развивать умение подражать движениям взрослого;

развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;

развивать умение подчиняться правилам игры;

развивать тактильное восприятие.

Занятие 8. «Мыльные пузыри»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

снизить эмоциональное напряжение и агрессию, импульсивность.

обучать детей установлению контакта друг с другом, способствовать сплочению группы;

развивать внимание, речь, воображение.

Занятие 9. «Музыканты»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

способствовать сплочению группы;

развивать слуховое восприятие, слуховую и зрительную память.

развивать внимание, речь, воображение.

Занятие 10. «Мишка»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

способствовать сплочению группы;

снизить эмоциональное и мышечное напряжение, чувство тревожности;

развивать внимание, речь, воображение, координацию движений.

Занятие 11. «Непослушные мышата»

Задачи:

способствовать преодолению детьми упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

формировать положительную самооценку;

развивать умение подчиняться правилам игры, преодолевать двигательный автоматизм;

развивать чувство юмора, речь, воображение.

Занятие 12. «Колобок»

Задачи:

способствовать сплочению группы, развивать чувство эмпатии, обучать детей навыкам сотрудничества;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие восприятия, пространственных представлений.

Занятие 13. «Котята»

Задачи:

формировать положительную самооценку;

развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

развивать умение выражать эмоции (страх, грусть и радость);

развивать слуховое восприятие, умение воспроизводить услышанные звуки;

Занятие 14. «Дождик»

Задачи:

создавать положительный эмоциональный настрой в группе;

развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;

развивать внимание, речь, воображение.

Занятие 15. «Ёжик»

Задачи:

способствовать сплочению группы, развивать чувство эмпатии, обучать детей навыкам сотрудничества;

развитие общей и мелкой моторики;

развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

Ожидаемый результат.

В результате работы по данной программе дети успешно адаптируются к условиям дошкольного образовательного учреждения. У них снижается психоэмоциональное напряжение, импульсивность, тревожность, агрессия, совершенствуются коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развиваются познавательные процессы. Возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Формируется положительное отношение к детскому саду.

Литература

1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. - М. :ГНОМ и Д, 2001.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь //Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения. - М. : Генезис, 2000.

3. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – Спб. : Реч, 2001.

4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2008.

5. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. 2006.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74».

Использование кинетического песка в период адаптации ребенка к условиям детского сада Детский сад- первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. По мнению психологов, период адаптации к новым условиям длится.

Методическая разработка Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить.

Проект «Деревья детского сада» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Деревья детского сада» для детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный с заданным.

Проект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского садаПроект «Дом для друзей» по адаптации детей к условиям детского сада ПРОЕКТ «ДОМ ДЛЯ ДРУЗЕЙ» Наш детский сад комбинированного вида. У нас есть группы общеразвивающей направленности и группы компенсирующей.

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад» Актуальность Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. Период адаптации – это.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ» Методическая разработка: Семинар-практикум для педагогов «Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям.

Взаимодействие с родителями как необходимое условие успешной адаптации ребенка младшего возраста к условиям ДОО (из опыта) Если в старости глубокой Ты когда-нибудь умрешь И предстанешь перед Богом, Расскажи ему о том, Как тебя тащила мама Рано утром в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 17 марта 2017 в 14:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД