Екатерина Петрова
Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро перенимать сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции взрослых и сверстников, подражать их действиям.
Публикация «Программа по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. В это время очень важно поддержать ребенка, создать такие условия, чтобы он получал радость от пребывания в детском саду.
Цель программы – создание условий для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Задачи программы:
1. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения
2. Снижать импульсивность, тревожность, агрессию.
3. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
4. Развивать внимание, восприятие, речь, воображение.
5. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
6. Развивать игровые навыки.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Структура и форма занятий.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Занятия проводятся с группой детей 2 раза в неделю. Продолжительность зависит от внимания и поведения детей. Рекомендовано проводить занятия вместе с воспитателем, работающим на группе. Это позволит проводить игры с детьми по их желанию чаще в течение недели
Рабочая программа
Занятие 1. «Божья коровка»
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой в группе;
развивать умение действовать соответственно правилам игры;
развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в собственном теле;
развивать зрительное восприятие (цвета, формы, размера предметов);
развивать внимание, речь и воображение.
Занятие 2. «Листопад»
Задачи:
создать атмосферу эмоциональной безопасности;
снизить импульсивность, повышенную двигательную активность;
развивать умение двигаться в одном ритме, с другими детьми, подстраиваться под их темп;
развивать слуховое внимание, произвольность, быстроту реакции;
развивать речь, воображение, творческие способности.
Занятие 3. «Мячик»
Задачи:
развивать умение взаимодействовать со сверстниками;
развивать чувства ритма, координации движений;
развивать зрительное и тактильное восприятие, речи и воображения.
Занятие 4. «Прогулка в осенний лес»
Задачи:
развивать умение взаимодействовать со сверстниками;
развивать слуховое внимание, произвольность, способность быстро реагировать на инструкцию;
снизить излишнюю двигательную активность;
развивать пространственные представления, умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
развивать общую моторику;
развивать память, речь воображение.
Занятие 5. «Веселый Петрушка»
Задачи:
развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
закреплять знания детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);
закреплять пространственные представления («верх», «низ»);
развивать восприятие, речь воображение, мелкую моторику.
Занятие 6. «Мячики»
Задачи:
развивать коммуникативные навыки (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно);
развивать восприятие, речь воображение;
развивать ориентацию в собственном теле.
Занятие 7. «Зайка»
Задачи:
создавать положительный эмоциональный настрой в группе;
развивать умение подражать движениям взрослого;
развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;
развивать умение подчиняться правилам игры;
развивать тактильное восприятие.
Занятие 8. «Мыльные пузыри»
Задачи:
создавать положительный эмоциональный настрой в группе;
снизить эмоциональное напряжение и агрессию, импульсивность.
обучать детей установлению контакта друг с другом, способствовать сплочению группы;
развивать внимание, речь, воображение.
Занятие 9. «Музыканты»
Задачи:
создавать положительный эмоциональный настрой в группе;
способствовать сплочению группы;
развивать слуховое восприятие, слуховую и зрительную память.
развивать внимание, речь, воображение.
Занятие 10. «Мишка»
Задачи:
создавать положительный эмоциональный настрой в группе;
способствовать сплочению группы;
снизить эмоциональное и мышечное напряжение, чувство тревожности;
развивать внимание, речь, воображение, координацию движений.
Занятие 11. «Непослушные мышата»
Задачи:
способствовать преодолению детьми упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
формировать положительную самооценку;
развивать умение подчиняться правилам игры, преодолевать двигательный автоматизм;
развивать чувство юмора, речь, воображение.
Занятие 12. «Колобок»
Задачи:
способствовать сплочению группы, развивать чувство эмпатии, обучать детей навыкам сотрудничества;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие восприятия, пространственных представлений.
Занятие 13. «Котята»
Задачи:
формировать положительную самооценку;
развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
развивать умение выражать эмоции (страх, грусть и радость);
развивать слуховое восприятие, умение воспроизводить услышанные звуки;
Занятие 14. «Дождик»
Задачи:
создавать положительный эмоциональный настрой в группе;
развивать координацию движений, общую и мелкую моторику;
развивать внимание, речь, воображение.
Занятие 15. «Ёжик»
Задачи:
способствовать сплочению группы, развивать чувство эмпатии, обучать детей навыкам сотрудничества;
развитие общей и мелкой моторики;
развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
Ожидаемый результат.
В результате работы по данной программе дети успешно адаптируются к условиям дошкольного образовательного учреждения. У них снижается психоэмоциональное напряжение, импульсивность, тревожность, агрессия, совершенствуются коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развиваются познавательные процессы. Возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Формируется положительное отношение к детскому саду.
Литература
1. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. - М. :ГНОМ и Д, 2001.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь //Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения. - М. : Генезис, 2000.
3. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – Спб. : Реч, 2001.
4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2008.
5. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М. 2006.