НАТАЛЬЯ РОДЮКОВА
Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.
Публикация «Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте, Пути их решения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Этапы формирования речи:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
В возрасте 5-6 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Дети предшкольного возраста (в д. с. 5-6 лет) уже всё понимают и практически всё умеют, у них сформировались какие-то моральные устои. Их словарь увеличивается на 1000—1500 слов, значительно расширяется и кругозор. Познавательная активность в этом возрасте очень высокая. Дети интересуются явлениями окружающей жизни, поэтому задают очень много вопросов, причём конкретных и сложных. И требуют полной, порой энциклопедической информации.
Когда стоит начинать беспокоиться:
• если ребенок смягчает все звуки : «кися», «тяйник» и т. д. ; в одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом, может быть, психологические проблемы;
• если ребенок оглушает звонкие согласные: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж;
• если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит»;
• если ребенок не произносит звуки ш, ж, щ, с, з, й, л, ль, й;
• если ребенок в возрасте 5,5 лет не произносит звуки р, рь.
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым – был крепким и здоровым, умным, успешным и удачным. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценное отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
Что необходимо:
• говорить больше с ребенком;
• озвучивать любую ситуацию;
• говорить просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу;
• принимать и поддерживать его желание вступить с вами в контакт;
• уважать попытки говорить;
• читать короткие стихи и сказки;
• обратить внимание на развитие мелкой моторики;
• развивать фонематический слух.
Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие и личностное.