ОЛЬГА СУЛТАНОВА
«Проделки феи Веселии». Автоматизация звука Л.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия на тему
«Проделки феи Веселии»
(автоматизация звука Л)
Цели:
Закреплять представления об осени и ее приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень», «Овощи», «Фрукты». Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, закреплять значение предлогов. Продолжать учить произносить звук «Л» в правильной артикуляции. Совершенствовать фонематическое восприятие. Развивать направленную воздушную струю, зрительное и слуховое внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением. Повысить речевую активность, стимулировать использование при ответе полных предложений. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.
Публикация «„Проделки феи Веселии“, Автоматизация звука Л,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Оборудование:
Игровые пособия «Веселая полянка», «Весёлые дорожки», «Пароход», цветная проволока, разноцветные бумажные листья, бубен, предметные картинки по теме «Овощи», «Фрукты», сюжетные картинки «Ранняя осень», «Поздняя осень», корзинка, мягкие игрушки (зайцы, сказочный сундучок, карточки с заданиями, магнитная доска, ткань «осеннего» цвета, картинки с изображением большого и маленького язычка.
Предварительная работа:
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Осень», закрепление примет осени; рассматривание предметных и сюжетных картинок на тему «Овощи», «Фрукты», закрепление представлении об овощах, фруктах; разучивание динамической паузы «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался щенок?» (значение предлогов); выполнение артикуляционной гимнастики с использованием игрового пособия «Веселая полянка».
Структурные компоненты занятия:
Организационный момент (Социализация)
Задание №1. «Путаница» (Коммуникация)
Задание №2. «Весёлые дорожки» (Коммуникация. Познание)
Задание №3. «Листопад» (Коммуникация. Познание. Здоровье)
Задание №4. «Опасные рифы» (Коммуникация)
Задание №5. «Повторялочка» (Коммуникация)
Задание №6. «Загадки» (Коммуникация. Познание. Социализация)
Итог занятия (Коммуникация. Познание. Социализация)
Ход занятия.
Нам сегодня предстоит путешествие в сказку. А отправимся мы в сказку потому, что зайчатам Малышу и Розочке нужна помощь. Они готовились к зиме и собирали урожай. По соседству с ними живёт феи Веселия. Она решила подшутить над зайчатами и сделала весь урожай невидимым. Теперь зайчата не знают, какие овощи они собрали, а какие ещё нет. А чтобы волшебство феи Веселии перестало действовать, нужно выполнить её задания. Зайчата не смогли справиться сами и обратились ко мне за помощью. И я предлагаю тебе вместе со мной помочь зайчатам собрать урожай.
Свои задания феи Веселия спрятала вот в этом сундучке. Давай достанем первую карточку и узнаем, нам предстоит сделать.
(Логопед достаёт карточку, читает название задания)
1. «Путаница».
Первое задание называется «Путаница». Фея Веселия подговорила сильный ветер Ураган, и он смёл в одну кучу всё, что было на «Весёлой полянке». Если наши с тобой язычки выполнят упражнения, изображённые на этих картинках, то полянка снова станет весёлой.
(Логопед показывает картинку с изображением упражнения, ребёнок вместе с ним выполняет его, после артикуляционной гимнастики картинки «возвращаются» на «Весёлую полянку»).
Упражнения для постановки звука Л:
«Лопаточка», «Змейка», «Слоник пьёт водичку», «Кролик», «Лошадка», «Качели», «Маляр», «Рыбка».
Молодец, ты очень старался. Все упражнения мы выполнили правильно, и одну картинку уже можем открыть. Переворачивай карточку в верхнем правом уголке (лук).
2. «Весёлые дорожки».
На «Весёлой полянке» порядок мы навели. А как ты думаешь, когда дует сильный ветер Ураган, это хорошо или плохо? Почему? (Ответ ребёнка) Я предлагаю подружиться с Ураганом, научить его дуть спокойно, плавно, чтобы он больше никого не огорчал.
(Дыхательная гимнастика «Весёлые дорожки»)
Урагану понравился твой ветерок, он хочет быть таким же. Давай ветер Ураган превратим в плавный, спокойный ветерок.
(Распрямляем воронку в прямую линию)
Отлично! Пора выполнить ещё одно задание феи Веселии.
(Логопед достаёт карточку, читает название задания)
3. «Листопад».
Оно называется «Листопад». (Логопед беседует с ребёнком об осени)
- А что такое листопад?
- В какое время года опадают листья?
- Листопад бывает ранней или поздней осенью?
- Почему раннюю осень называют «золотой»?
- Сейчас у нас ранняя или поздняя осень?
Фея Веселия очень любит листопад, и нам с тобой его нужно устроить. Ты будешь раскладывать листочки, а в какие места, я тебе буду говорить. (Игра начинается с упражнения на координацию речи и движения «Ветер», логопед аккомпанирует бубном).
«Ветер»
Ветер по лесу летал - ф-ф-ф, ф-ф-ф. Качать не спеша
И с деревьями играл - ф-ф-ф, ф-ф-ф. поднятыми вверх руками.
Ветви сильно раскачались - ух, ух! Сильно качать руками.
И листочки испугались - ш - ш. - ш. Взмахивать кистями рук.
Задрожали, задрожали - ш-ш-ш, ш-ш-ш. Быстро взмахивать кистями рук.
Оторвались и упали - ах! Кружиться; присесть на пол.
М. Ю. Картушина.
Ребёнок раскладывает листья, ориентируясь на словесную инструкцию логопеда; используются предлоги «рядом», «около», «перед», «между», «под», «справа от.», «слева от.».
Ты молодец! Как будто бы снова наступила «золотая» осень! Мы справились с заданием, давай откроем карточку в верхнем левом уголке (капуста). Ты готов к следующей задачке феи Веселии?
(Логопед достаёт карточку, читает название задания)
4. «Опасные рифы».
Оно называется «Опасные рифы». Нужно проплыть на корабле очень опасное место. Под водой много скал, о которые корабль может разбиться. Но есть карта, которая нам поможет. Когда корабль плывёт к берегу, он гудит - «Л», когда удаляется - «Ы».
Давай вспомним, как правильно произносить звук «Л»: губы растягиваются в улыбке, язычок прячется за верхними зубками.
(Логопед произносит звук «Л», ребёнок повторяет за ним. Затем выполняется упражнение «Опасные рифы»: ребёнок ведет пальчиком по дорожке и в соответствии с направлением движения на длительном выдохе произносит звуки Л, Ы в чередовании).
Отлично! И это опасное испытание мы преодолели. Открываем карточку в нижнем левом уголке (морковь).
(Логопед достаёт карточку, читает название задания)
5. «Повторялочка».
Следующее задание - «Повторялочка». Я буду произносит слоги со звуком «Л», а ты их повторять.
(Логопед произносит слоги, выделяя интонацией и артикуляцией звук «Л», ребёнок повторяет: ал, ол, у л, ыл, эл, ил)
Замечательно! Ты снова постарался! Открывай карточку в нижнем правом уголке (свёкла).
Осталось последнее испытание.
(Логопед достаёт карточку, читает название задания)
6. «Загадки»
.
Оно не простое, а загадочное. Фея Веселия предлагает отгадать её любимые овощи.
Очень овощи люблю,
А какие - не скажу!
Но открою вам секрет,
Он поможет дать ответ:
Их названия произнесёте
И звук «Л» найдёте.
Посмотри на картинки, которые мы открыли. В названии каких овощей есть звук «Л»? (лук, свёкла). Значит, какие овощи любит фея Веселия? (лук, свёклу). Хорошо! Открывай карточку, которая находится в центре (яблоко). Вот и закончилось волшебство феи Веселии. Мы видим весь урожай, который вырастили Малыш и Розочка. Сегодня зайчата собирают только овощи. Положи им в корзинку картинки, на которых изображены овощи (лук, морковь, свёкла, капуста). Почему ты не положил в корзинку яблоко? (это фрукт). Мне кажется, что эта картинка здесь не случайна. Фея Веселия очень любит яблоко. Как думаешь, почему? (в его названии есть звук «Л»).
Давай ещё раз правильно произнесём звук «Л». Не забывай, что губки улыбаются, язычок упирается в верхние зубки.
(Логопед и ребёнок вместе произносят звук «Л в правильной артикуляции»)
А как ты считаешь, какое сейчас настроение у зайчат Малыша и Розочки? (весёлое, счастливое). Почему? (мы им помогли, зайчата смогли собрать урожай, зимой у них будет еда). А какое испытание феи Веселии тебе показалось самым трудным и почему? (Ответ ребёнка). А что в нашем приключении тебе понравилось больше всего и почему? (Ответ ребёнка).
Ты сегодня отлично потрудился и заработал «большой язычок». Молодец!
(Логопед поощряет ребёнка картинкой большого язычка).
Примечание.
Ребёнок получил именно картинку «большого язычка», потому что на логопедических занятиях была установлена традиция: если ребёнок старался выполнять задания, то зарабатывал картинку «большого язычка» (так как его собственный язычок хорошо трудился, выполнял упражнения, а значит стал ещё сильнее и крепче); при отсутствии старания со стороны ребёнка картинка оставалась у логопеда.
Литература.
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.