Получи документы

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС

Валерия Матвейкина
Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы- привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

Публикация «Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС» размещена в разделах

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что безучастия одного, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. Получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Необходимо создать цепочку взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми и содружественно-конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности, у родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка.

Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

-Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Необходимо проявить человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

2. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

3. Продуманность. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

5. Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

6. Обязателен и необходим учет типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Наиболее распространённые формы работы с родителями:

1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации, «устные журналы».

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

4. Формирование мобильности родительской общественности:

Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях.

Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности. Конкурс семейных талантов, альбомы семейного успеха, секретов воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.

При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.

5. Формирование авторитетности родительской общественности :участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, возможно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

1. Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

2. Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

3. Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

4. Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

5. Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

6. Гармонизация детско-родительских отношений; эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов.

7. Повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения; участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения; участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

8. Сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.

Социально - педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия, ориентируется на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать отношения семьи, общества и государства.

Главной целью реализации семейных проектов является решение проблемы укрепления семьи и активизации ребенка в совместном творчестве с взрослыми. Педагоги – участники проекта помогают создать условия для успешной его реализации для всех, без исключения, семей, учитывая индивидуальность каждого участника проекта.

Семейные проекты - одна из эффективных форм работы в ДОУ. Они позволяют организовать образовательную деятельность в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС, а именно, обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействуют сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям

Социально - педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрывается его личностный потенциал, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения в семье, обществе и государстве.

ПРОЕКТ «МАМА, ПАПА, Я-ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

[/i]

Тип проекта: Краткосрочный

Актуальность:

Семья- это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является. Уходят в прошлое семейные традиции и праздники. Современный ритм жизни, занятость родителей, наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры, существенно искажают и упрощают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формальном общении родителей с детьми, исчезновении совместных форм деятельности, дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу.

Цель проекта:

Формировать у детей понятие «семья», представления о её значимости, воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любить друг друга и заботиться о родных и близких, сблизить детей и родителей. Способствовать укреплению взаимоотношений между ребёнком и семьёй, детей и воспитателей, родителей и педагогов.

Помочь родителям, вызвать у них интерес к постоянному общению с ребёнком, обогащая его внутренний мир, через чтение народных и авторских сказок и совместную продуктивную и творческую деятельность

И главный результат, на который нацелена вся работа, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла

Задачи проекта:

1. Учить определять родственные отношения между членами семьи.

2. Формировать у детей представления о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, показать ценность семьи и семейных традиций.

4. Развивать творческие способности детей и родителей в

процессе совместной деятельности.

Состав группы: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Предполагаемый результат:

1. Осознание понятия «семья»

2. Дети получат необходимую информацию о своей семье,о профессиях родителей; ; представлениями о родственных отношениях

3. Знакомство со своими правами и обязанностями

4. Научаться совместно с родителями составлять родословную семьи.

5. Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.

6. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.

7. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап – предварительный:

1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

2. подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;

3. рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».

4. просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».

5. Информирование родителей о проекте, обсуждение возможных результатов: проводится несколько встреч с родителями, опрос детей. В результате выясняется уровень знаний о своей семье. Вся дальнейшая работа направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогают такие формы работ, как коллективная совместная деятельность: составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Совместно с родителями можно сделать дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», «Профессии».

2 этап- практический

Примерные темы НОД:

Познание, развитие речи: «Семь-Я», «Я и моя семья» ,

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» «Професии в моей семье»

«Образ моей семьи», «Семейный портрет» рисование

- «Моя дружная семья» - рисование

- «Угощение к чаю» -лепка

«Со своей семьей дружно в доме мы живем» -конструирование

Чтение художественной литературы:

«Как Вовка бабушек выручал» А. Барто

Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине»,

О. Чусовитина «Самый лучший!»,

пальчиковые гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик»,

Русские народные сказки:

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- «Гуси – Лебеди»

- Чтение поговорок о семье.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры:, «Дочки-матери» «День рождения»

- «Поездка семьёй на море» «Семья» «Дом»

Дидактические игры:

«Как мы помогаем родным»;

«Родство»;

«Семья»;

«Как тебя называют ласково дома»

«Сложи картинку»

«Кто старше и кто младше?»

Настольно –печатные игры : лото «Моя семья», «Фамильное дерево»

Строительные игры:

«Дом для кукол»;

«Мебель для дома».

«Поездка семьёй на море»

Серия бесед по картинам

«Моя семья»:

- «Какая у меня семья!»;

- «Мы должны беречь друг друга»;

- «Рядом или вместе?»

- «Как хорошо играть всем вместе».

-«Встреча гостей» «Помогаю маме»

-«Как я провёл выходные» «Папа – мой лучший друг»

«Кем работают мои родители» «Как я помогаю родителям»

-Театрализованная деятельность

- «Маша и медведь». «Репка». «Теремок»

3 этап- заключительный

Презентация детьми проекта «Мама. Папа, я- Дружная семья»

Изготовление подарков для родителей.

Выставка рисунков “Моя мама”, “Мой папа”.

Анализ и обобщение результатов.

Сотрудничество с семьёй:

1. Консультации

«Читаем сказки (сказкотерапия)» с домашним заданием- сочинить семейную сказку, «Азбука вежливости»

«Ласковое воспитание (рекомендации для заботливых родителей)»

«Наша родословная»

«Народные премудрости» -о методах и опыте воспитания детей в прошлом, приметах и поверьях, связанных с темой семьи и семейного воспитания.

2. Презентация «Любимое блюдо моей семьи».

3. Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо», рисунков «Герб моей семьи»

4. Выставка поделок «Делаем вместе» -совместные работы детей и родителей

5. Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».

6. Родительские собрания по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».

Деятельность с детьми и родителями

1. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта. Совместно с родителями можно сделать дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», «Профессии».

2. Организация досуга для родителей «Папа - мой лучший друг» (с участием детей) .

3. Совместная экскурсия “Пусть прогулка станет интересней! ”

5. Создание группового альбома.

Публикации по теме:

Интеграция ОО «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Работа с родителями Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования.

Фотоотчёт о проекте социального партнёрства в рамках мероприятий, посвящённых Дню материФотоотчёт о проекте социального партнёрства в рамках мероприятий, посвящённых Дню матери В рамках мероприятий, посвящённых Дню матери, одно оказалось одним из запоминающихся. Это очередное наше социальное взаимодействие с общественными.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

Проектирование работы по развитию у детей 5–6 лет двигательной активности как элемента ЗОЖ в условиях реализации ФГОС до Выполнили: Гурьянова И. В. воспитатель п. Луначарский СПДС «Дружная семейка» Хальзова А. В. воспитатель п. Луначарский СПДС «Дружная семейка».

Программа социального партнёрства с родителями 2014–2015 гг. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа социального партнёрства с родителями разработана для совместной организованной работы родителей детей и.

Программа социального партнёрства с семьёй в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» Программа социального партнёрства с семьёй.

Программа социального партнёрства с семьёй в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» Программа социального партнёрства с семьёй.

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников подготовительной группы. Актуальность: концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего.

Программа социального партнёрства воспитателя с семьями воспитанников Перспективный план работы с родителями на 2011-2012 учебный год во второй младшей группе общеразвивающей направленности №12 «Теремок» Цель:.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС
Опубликовано: 27 марта 2016 в 11:14
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД