Приложение МААМ

Проектная деятельность в условиях ФГТ

Рогозина Елена Николаевна
Проектная деятельность в условиях ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок – «это солнце,

вокруг которого вращается все»

Дж. Дьюи

Проектная деятельность в условиях введения ФГТ нового поколения

Вопрос использования современных образовательных технологий в работе с дошкольниками, в том числе и технологий проектного обучения, актуален сейчас как никогда.

Нам бы хотелось рассмотреть проектную деятельность детей дошкольного возраста в связи с изменившейся ситуацией в дошкольном образовании.

Публикация «Проектная деятельность в условиях ФГТ» размещена в разделах

Для начала немного истории. Основы проектного обучения были раз-работаны и апробированы американским ученым, сторонником так называемой «прагматической педагогики» Джоном Дьюи во второй половине XIX века.

Основным убеждения сторонников Дж. Дьюи было: «Истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направ-лено на благо общества».

В России метод проектов активно применялся в практике преподавания С. Т. Шацким и группой его сторонников, но в 1931 году постановлением центрального комитета партии был запрещен, как противоречащий идеям марксизма-ленинизма. Возрождение интереса к идеям Дж. Дью в конце XX связано с тем, что бучение пугало абстрактностью, схоластичностью, оторванностью от жизни, направленностью на заучивание (зубрежку) теоретических знаний.

В настоящее время метод проектов становится полноценно разработанным компонентом современного образования, в том числе и дошкольного.

Из множества определений, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает суть вопроса следующее: «Проект – это дидактический метод, который представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную и осознанную самими детьми, потому что им интересно найти пути ее решения».

В пункте 2.4. федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится о том, что Программа должна предполагать построение ВОП на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Является ли метод проектов адекватной формой работы с детьми?

Безусловно, да, следует лишь помнить, что существует три уровня развития проектной деятельности дошкольника : подражательно-исполнительский, развивающий и творческий [ 2: с. 21 – 23].

1. Подражательно-исполнительский (3.5-5 лет)

Отсутствие жизненного опыта не позволяет ребенку проявить самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Ведущая роль – у взрослого. Ребенок – «заказчик» проекта. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне.

2. Развивающий (5-6 лет)

Накопление социального опыта, развитие самостоятельности. Дошкольники самостоятельно находят проблему, уточняют цель, выбирают необходимые средства для достижения цели. Помощь взрослого незначительна и диффе-ренцирована.

3. Творческий (6-7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка. Роль взрослого – развитие творческой активности, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Однако, проективные действия детей могут формироваться и развиваться лишь в активной деятельности. Для того чтобы ребенок в шесть лет мог самостоятельно определить проблему и поставить цель, его нужно привлекать к этому уже в три с половиной - четыре года, используя, например, приемы ТРИЗа («хорошо-плохо», «что случится, если…», «это и хорошо и плохо»).

Итак, метод проектов является адекватной формой работы с детьми, начиная со среднего возраста.

В пункт 3.1.2. ФГТ к условиям реализации ООП ДО сказано:

«Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса предусматривает использование образовательных технологий деятельностного ти-па».

Является ли метод проектов технологией деятельностного типа?

Все авторы, без исключения дававшие определение проектированию или методу проектов говорили в первую очередь о том, что это деятельность, причем деятель-ность комплексная и интегрированная.

Значение проектной деятельности трудно переоценить. По мнению Л. В. Свирской дети в процессе проектирования :

учатся уверенно предлагать свои идеи, аргументировать свою точку зрения;

самостоятельно планировать и организовывать действия (свои и партнеров);

анализировать, корректировать действия, оценивать действия и результаты;

самостоятельно или с небольшой помощью взрослого применять полученные ранее знания;

искать нужные ресурсы (информацию, источники, материалы);

становятся более активными, инициативными, самостоятельными, уверенными и компетентными.

Воспитатели:

учатся организовывать образовательную работу с детьми на основе их собственных интересов;

учатся ценить процесс не меньше, чем результат [5].

Родители, являющиеся сегодня полноправными субъектами образовательного процесса в процессе совместного проектирования :

учатся правильно взаимодействовать с детьми в разных ситуациях;

расширяют свой кругозор в процессе поиска информации;

начинают более серьезно воспринимать и оценивать роль детского сада в развитии детей.

Основные теоретические позиции метода проектов, заявленные задолго до вве-дения ФГТ, гласят:

1. В центре внимания – ребенок.

2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка

3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

4. Глубоко осознанное усвоение знаний, формирование понятий обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях [ 1:15].

Как мы видим, эти позиции не только не противоречат принципам современ-ного дошкольного образования, но и полностью им соответствуют.

В теоретической литературе существует несколько подходов к классификации проектов, мы попробовали адаптировать их с учетом последних изменений:

• по виду деятельности (познавательно-исследовательский,

продуктивный, игровой, творческий);

• по содержательной области (в рамках одной образовательной области, в рамках нескольких образовательных областей);

• по характеру контактов (среди детей одной группы, среди групп ДОУ);

• по продолжительности (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).

Несмотря на достаточное большое число «плюсов», данная технология имеет ряд существенных ограничений.

Как вписать среднесрочный и долгосрочный проект в циклограмму образова-тельной деятельности?

Не увеличит ли проектная деятельность образовательную нагрузку на детей, если будет осуществляться параллельно с работой в тематическом блоке?

Стоит ли осуществлять глобальные проекты на разных возрастных группах?

Кроме того, сейчас может показаться, что метод проектов и тематическое планирование это одно и то же. Это в корне неверно. Основное отличие метода проектов от тематического планирования заключается в том, что существует некая реально существующая проблемная ситуация, осознанная самими детьми, некое противоречие, которое нужно разрешить, а не просто определенная тема, которой подчинены все виды деятельности.

Проектирование процесс более глубокий, к выбору темы проекта следует относиться очень серьезно, идти от ребенка, иначе работа над проектом не принесет желаемого результата и у детей пропадет мотивация к подобной де-ятельности.

Проект предполагает обязательное наличие плана, возможно формулировки гипотезы (если это проект познавательно-исследовательский, цели и задач и обязательно проведения рефлексии по теме проекта (Приложение).

Данная технология очень затратна по времени, требует от педагогов большой подготовки, знания методики проектирования, терпения, уважения к ребенку и ве-ры в его возможности.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

с детьми среднего возраста лучшие результаты дает использование творческих интегрированных проектов;

наиболее сложными в осуществлении являются проекты познавательно-исследовательской направленности;

чем больше длительность проекта, тем он сложнее;

проектов не должно быть много;

темы проектов в среднем возрасте затрагивают явления домашней жизни, в старшем возрасте – явления общественной жизни.

В декабре 2011 года нами (детьми, родителями и воспитателями средней группы «Фантазеры» был реализован проект «Декабрьский календарь». Началось все с того, что дети постоянно задавали один и тот же вопрос, скоро ли Новый год?

Цель проекта : создать у детей, родителей и воспитателей праздничное настроение и помочь плодотворно и насыщенно прожить последний месяц года.

Суть проекта заключалась в том, что на стене появился календарь с кар-машками по числу рабочих дней в декабре. Каждый день мы с детьми занимались чем-нибудь интересным: слушали сказку при свечах, проводили опыты со льдом и снегом, пели зимние песни, мастерили игрушки, открытки, сделали из пакетов для мусора и старых газет снеговика, которому потом загадывали желания.

Ежедневно по вечерам подводили итого дня: схематично зарисовывали (с помощью воспитателя) интересные дела и вкладывали в кармашки с числами месяца. Несмотря на то, что проект был длительным (месяц) он не увеличил нагрузку на детей, так носил творческий характер и занимал в течение дня совсем немного времени, но радость от совместной деятельности получили все : и дети, и родители, и педагоги.

Метод проектов является хорошим способом сделать жизнь детей и родителей более яркой и насыщенной, позволяет в процессе значимой для ребенка деятельности формировать определенные интегративные качества личности.

Применять или не применять данный метод является решением самого педа-гога, но решение это должно быть взвешенным, так как педагог должен быть и методически и эмоционально готов к ее осуществлению. Тем же педагогам, которые применяют данную технологию в практике работы с детьми, нам хочется пожелать только одного, удачи!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атемаскина, Ю. В. Технология пректного обучения в работе с дошкольниками [Текст] / Ю. В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 3 – с. 13 – 18.

2. Евдокимова, Е. А. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е. А. Ев-докимова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3 – с. 20 – 24.

3. Приказ № 655 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Приказ № 2151 Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

5. Свирская, Л. В. «Золотой ключик» : Программа непрерывного образования детей от 2 до 10 лет [Текст] / Л. В. Свирская // Детский сад. Управление. – 2003. – № 7.

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Дерзайте, вы — таланты!»Проектная деятельность «Дерзайте, вы — таланты!» На сегоднешний день проектная деятельность явлется неотъемленной деятельности современного воспитателя. Мы решили приобщить к этому родителей.

Проектная деятельность в детском саду. Проект «Комнатные растения. Петуния» Проектная деятельность в детском саду имеет особое значение, т. к детям интересен мир вокруг. Я предлагаю проект в виде доклада на тему "Комнатные.

Автор публикации:
Проектная деятельность в условиях ФГТ
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 03:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в условиях ФГТ» (включая файлы) размещена пользователем Рогозина Елена Николаевна (УИ 155912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД