Алёна Васильевна Гладкова
Психогимнастика для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Психогимнастика для детей младшей группы»
Занятия проводятся один раза в неделю, длятся от 15 до 20 минут.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Публикация «Психогимнастика для детей младшей группы» размещена в разделах
2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность, их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Занятие. «ВСТРЕЧА С ДЮЙМОВОЧКОЙ»
Разминка
Воспитатель. Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится об очень маленькой девочке. Правильно. Сказка называется «Дюймовочка», и именно туда мы пойдем.
А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разводите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились!
Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!
Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите пальцами, какая она маленькая.
Прежде чем отправляться вместе с вами в чудесный сад около дома Дюймовочки, я хочу проверить, насколько вы внимательны. Вставайте в круг друг за Другом. Слушайте внимательно команды. Как только я скажу «великан», все вытягивают руки вверх, встают на носочки и идут по кругу; по команде «Дюймовочка» - руки внизу садиться на корточки; по команде «тропинка» - кладут руки на плечи впереди стоящего и продолжают идти все вместе.
Пока я проверяла ваше внимание, мы незаметно дошли до чудесного сада.
Гимнастика
(Напряжение)
Дети, прислушайтесь, слышите шаги? Они направляются сюда. Давайте спрячемся за кусты цветов (за стулья). Выгляните и посмотрите: нет ли там кого? Опять что-то зашуршало? Интересно!
(Расслабление)
Выходите, не бойтесь, здесь никого нет. Это ветер играет листвой. Какой шалун. Расслабьте шейку, покатайте головку по плечикам. Шея, как ниточка, болтается легкая-легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста.
(Прыжки)
Ква-ква-ква. Кто это? Да это жаба скачет. Какая она большая, толстая, неуклюжая, в щеках как будто мячики, так надула их от важности. Хочет утащить в свое болото нашу Дюймовочку! Прыгайте за мной, как жаба! Бре-ке-ке, бре-ке-ке. Как пружинки прыгаем.
(Быстро, часто, со сменой направления)
Пока мы прыгали, жаба ускакала. Вон, вон она.
Завершение
Воспитатель. Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».
Воспитатель вместе с детьми танцует, изображая действия, по словам песни.
Занятие. «КОТЯТА ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ»
Разминка
Воспитатель. Сегодня мы с вами превратимся в котят! Дети, у кого дома есть котята или кошка? Как его (ее) зовут? И мы с вами будем произносить: «Мяу-мяу-мяу. Ах, какие милые котята у меня в гостях!
Гимнастика
(Легко, на носочках, прыжки 6 раз)
Вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Но впереди забор, и нам надо через него перепрыгнуть. Только тихо, чтобы мама-кошка не услышала и не оставила нас дома.
(Напряжение 1 минута)
А за забором ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Наступайте только на камешки. Лапки напряжены, спинка прямая, все тело напряжено. А вдруг в воду свалимся? Все, перебрались!
(Расслабление 30 секунд)
Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно!
(Напряжение 1 минута)
Отдохнули? И снова в путь. А на пути большая гора! Как же нам пройти? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первая, а вы за мною. Как струна все натянулись, чтобы пролезть, а то можно застрять, и мы вас не вытащим.
(Расслабление 1 минута)
Какие вы все молодцы, котята, все перешли на другую сторону горы! Но что здесь нас ждет? Надо быть осторожными! Давайте встанем на все четыре лапки и подкрадемся. Ступайте мягко. Лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам, что же там такое? Любопытные котята, все им интересно!
(Замирание 5 раз)
Какой-то шорох! Кто же там в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-тс-сс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем.
(Напряжение 5 раз)
Ква-ква-ква! Да это же страшная, большая жаба! Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат.
(Расслабление)
Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? (Повторяется напряжение-расслабление.) Уф, наконец-то она ускакала и можно спокойно осмотреться.
Завершение
Пение с показом действий по тексту песни «Котенок и щенок».
Воспитатель. Мы все дружные котятки-ребятки. Сейчас я вас превращу опять в детей : «Быть котенком хорошо, а ребенком лучше» (дотрагивается до каждого ребенка).
Понравилось вам путешествие? В следующий раз нас ждут самые интересные встречи, истории.
Занятие. «КОТЯТА СНОВА ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ»
Воспитатель. Мы сегодня снова будем с вами котятами!
Общение
Эмоции горя и печали
Воспитатель. Попутешествовали мы с вами, а ведь дома осталась одна мама-кошка. Мы ее не предупредили, убежали без спроса. Она переживает за нас, плачет, зовет: «Где же мои котятки-ребятки! Может, с ними что-то случилось? Ой-ой-ой!» (Показывает педагог.)
Покажите, как горюет мама-кошка, как она плачет, зовет своих деток. (Дети изображают.)
Эмоции счастья, радости
Воспитатель. Давайте представим, что котята вернулись: «А вот и мы! Живы и здоровы!» Как же обрадовалась мама-кошка! Стала котят обнимать-целовать. Радостная, веселая, улыбается. Давайте покажем, как обрадовалась мама-кошка (в парах, изображая кошку и котенка со сменой ролей).
Поведение Упрямство, сочувствие
Педагог. Но пока мы еще не вернулись, и мама-кошка все еще горюет. Давайте ее пожалеем, погладим, обнимем, успокоим. (Педагог изображает кошку, а дети – котят.)
Один котенок заупрямился. Никак не хочет возвращаться домой. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!»
Покажите, как заупрямился котенок (изображают).
Дети, а красивый был котенок, когда заупрямился? Приятно на него было смотреть? А почему он не хотел идти домой?
Давайте скажем котенку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобою дружить» (в парах со сменяй ролей).
Посмотрите, котенок понял, что упрямиться плохо, и пошел вместе с нами домой. Его ведь тоже ждет мама-кошка.
Идите ко мне, мои котятки, я вас обниму, согрею, спою вам песенку. (Собирает вокруг себя детей, поет песню «Серенькая кошечка» или «Песенку друзей».)
Завершение
Воспитатель. Сейчас я вас превращу опять в детей : «Быть котенком хорошо, а ребенком лучше» (дотрагивается до каждого ребенка).
Все вы добрые друзья. Давайте поводим хоровод и споем песенку «Добрый жук» из сказки «Золушка» :
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг, и я твой друг, оба мы друзья.
Не боимся мы жука-
Старика, старика,
Мы попрыгаем слегка и закружим старика.
Пора возвращаться из сказки. До новых встреч.