Галина Храброва
«Пустыня». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в пустыню
Воспитатель Храброва Г. А.
Цель. Учить разрешать проблемную ситуацию с помощью экспериментирования и моделирования, видеть причинно- следственные связи в природе. Развивать оценочно- критическое отношение к окружающей действительности (ТРИЗ). Дать детям представление о пустыне; показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях. Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному. Воспитывать любознательность аккуратность, прилежание. Активизировать речь детей, обогатить их словарный запас словами: оазис, караван.
Публикация «„Пустыня“, Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Обеспечение: макет пустыни, изображение верблюда, макет ноги верблюда, коричневая шерсть (длинная и короткая, речной песок, кусочки картона, цветной бумаги, дермантина, контуры верблюда по количеству детей.
Ход занятия.
-Дети, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Жил на востоке один знаменитый путешественник, звали его Али. Была у него внучка Батагоз, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его о своем приезде не предупредила. А он в это время собрался в далекое путешествие в город Чарджоу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню Кара- Кум, по которой нужно было ехать целых 10 дней. Батагоз очень хотела поехать вместе с дедушкой. Она так просила, что старый Али согласился. Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию.
Д/и «Отправимся в путешествие» (Что необходимо взять для путешествия в пустыне).
Рано утром пригнал Али из степи 2-х верблюдов, у которых было по 2 огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды и на следующий день отправились в путь.
-Ребята, почему они взяли с собой так много воды и еды?
-Батагоз сидела на верблюде между двумя горбами. Перед ее глазами открылся огромный мир из желтого песка до самого горизонта. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки. Солнце палило так нещадно! Дедушка и Батагоз очень уставала за день, но лишь на ночь они останавливались, чтобы поспать и набраться сил. На одной из таких остановок Батагоз сказала:
-Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда, сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается.
-Ребята, как вы думаете, почему верблюд не проваливается в песок?
-Давайте, посмотрим как устроена нога верблюда.
(Дети подходят к столику и проводят эксперимент. Они втыкают в песок острые палочки, а потом палочки, где приклеен паралон. Делают вывод, что нога верблюда широкая).
-Дедушка то же самое сказал внучке:
Батагоз сказала:
-Почему верблюд не обжигает ноги, ведь песок раскаленный, а он идет босиком?
-Ребята, почему верблюд не обжигает ноги?
Али сказал:
-А потому, моя девочка, что у верблюда на ноге очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоль, который иногда появляется у человека. Поэтому всех верблюдов называют мозоленогими.
-А почему у него на шее и груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине.
-Ребята, кА вы думаете, почему у верблюда больше шерсти на передней части туловища?
Дедушка вот что сказал Батагоз:
-Он ест жесткие ветки верблюжьей колючки и, чтобы не уколоться, впереди у него растет густая и длинная шерсть.
-Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их бло больше!
-Ребята, почему в центре пустыни колючек меньше, чем по ее краям? Вот и дедушка также объяснил, по краям пустыни воды больше, чем в центре, поэтому здесь даже верблюжья колючка не растет.
Батагоз подошла к верблюду и ласково погладила его, а потом опять задала дедушке вопрос:
-Зачем верблюду нужна такая густая и длинная шерсть, ведь в пустыне очень жарко?
-Ребята, как вы ответите на этот вопрос?
И дедушка сказал тоже самое, что густая и длинная шерсть спасает кожу верблюда от ожогов.
.Они ехали еще очень долго, у Б. атагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, а вода уже кончилась. И вдруг впереди показались зеленые деревья. Когда они к ним приблизились, то увидели между ними ручей, который вытекал из- под земли. Дедушка сказал, что это оазис.
Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев. До города оставалось еще несколько дней пути. Устали дедушка и Батагоз от путешествия. Верблюды тоже устали. Горбы их свалились на сторону. Батагоз стало не удобно сидеть. Она спросила у дедушки, почему горбы стали такими мягкими.
-Ребята, почему горбы у верблюда стали мягкими?
А дедушка показал внучке мешок, в котором лежала их еда и спросил ее, почему мешок вначале был полным, а теперь стал маленький?
-Мы же все съели!- ответила девочка.
-Вот видишь, мы маленькие, а сколько съели. А верблюд такой большой, да еще столько работал, вез наши вещи и нас. Ему и еды надо гораздо больше. А почти ничего не ел и не пил, колючек ведь было мало.
-Так он, что, возит еду в горбах,- догадалась девочка.
-Да,- ответил Али. До того, как отправиться в путешествие, его хорошо кормили, и он отложил в горбах про запас еду и воду, а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без еды и воды.
Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землюи нежно погладила своего верблюда, приговаривая:
-Спасибо тебе, верблюд! Какой ты сильный, надежный и смелый! С тобой не страшны никакие пески. Недаром называют тебя кораблем пустыни.
-_Ребята, понравилась вам история о Батагоз и ее дедушке?
-А на чем бы вы хотели отправиться в путешествие по пустыне?
- Давайте для этого изготовим модель верблюда. Но прежде, чем приступить к работе, мы споем песенку о пустыне и потанцуем.
Песенка о пустыне (с движениями).
В пустыне нет деревьев,
В пустыне нет травы.
Вокруг одни барханы-
Песчаные холмы.
Там бабочек не видно,
И птицы не поют,
Верблюдов караваны
Там в мареве бредут.
Припев:.
Пустыня, пустыня-
Кругом один песок.
Пустыня, пустыня-
Там жизнь- воды глоток.
Мы подрастем немного,
Объедем много стран.
В пустыню Кара-Кумы
Пойдет наш караван.
А дружба и отвага
Помогут нам в пути,
Помогут нам верблюды
Пустыню перейти.
Припев.
-А сейчас, ребята пройдите на рабочие места.
Гимнастика для пальцев.
По песку верблюд шагал,
Он колючку увидал.
Ел, ел,ел, ел,
Аж вспотел.
Бодро дальше зашагал,
Он оазис увидал.
Пил, пил, пил,
Наш верблюд набрался сил.
Изготовление модели верблюда.
1. Густая длинная шерсть на груди и шее.
2. Густая короткая шерсть на туловище.
3. Широкие твердые копыта.
4. Высокие горбы.
(Из готовых моделей дети выстраивают караван).
Гимнастика для глаз.
-Ребята, в пустыне много солнца. Хотите поиграть сего лучиками?
Лучик, лучик, озорной,
Поиграй- ка, ты со мной! (моргают глазами).
Ну- ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись! (круговые движения глазами).
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Взгляд я вправо отведу,
Снова лучик я найду.
Посмотрю глазами вдаль,
Убежал мой лучик. Жаль!
Подведение итога занятия.
-Ребята, вам понравилось путешествие с Батагоз и ее дедушкой?
-Почему понравилось путешествие?
-Чем интересна игра «Отправимся в путешествие»?
-На чем удобнее всего путешествовать по пустыне?
Информационные ресурсы.
1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». А. И. Иванова.
2. «Комплексные занятия в подготовительной группе».
3. Собственное творчество.