Папки-передвижки

«Путешествие по экологической тропинке»

Татьяна Ледяева
«Путешествие по экологической тропинке»

1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ.

2. Ледяева Татьяна Анатольевна.

3. Воспитатель.

4. СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» село Большая Глушица

5. Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования XXI века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Публикация «„Путешествие по экологической тропинке“» размещена в разделах

Дети постоянно соприкасаются с природой, и эти встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

Экологическое воспитание мы организуем через организованную образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, через наблюдения во время прогулки. Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира. Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья: береза, рябина, сосна, карагач; кустарники разных пород, разного возраста, разной формы: вишня, сирень, золотистая смородина.

Также имеется царство удивительных пеньков, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление "солдатиков".

Полянка с одуванчиками, ромашками и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили : наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх. Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели муравьиные тропы, и чтобы их никто не разорил, мы огородили тропы веточками. Это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке.

На точке «наш песок» дети изучали свойства песка, из чего состоит песок, строили песочные замки, «создавали» удивительную страну со сказочными жителями, проводили первые простейшие опыты и эксперименты.

На точке «наш огород» дети помогали сажать культурные растения, поливать, избавляться от сорняков. Наблюдали за ростом растений, делали с помощью воспитателей зарисовки в альбомах, узнавали о «витаминах на грядке», пробовали на вкус, оказывали посильную помощь в сборе урожая.

На нашей экологической тропинке есть точка «спортивная площадка».

Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение.

Наблюдения должны включать в себя активную эмоциональную и интеллектуальную деятельность самих детей. Этому помогает использование дидактических игр. Впечатления, получаемые детьми во время наблюдений, должны подкрепляться, усиливаться с помощью разнообразных методов и приёмов. Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.

Предлагаю познакомиться с некоторыми дидактическими играми, которые мы предлагаем воспитанникам на разных остановках.

При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники» воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его.

Письмо березы

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод). Спасибо вам, ребята, приходите ко мне еще, не забывайте меня! Ваша Березка.

Для закрепления и расширения знаний о птицах в группе мы предлагаем детям игру «Четвёртый лишний». Воспитанникам предлагается несколько дидактических картинок, выставленных в ряд с изображением птиц и животных, надо найти лишнюю картинку (животное, которое не является птицей). Варианты заданий (рядов) могут быть следующие:

- ласточка, лиса, скворец, кукушка;

- сорока, ворона, медведь, дятел;

- голубь, снегирь, заяц, грач;

- лягушка, воробей, скворец, голубь.

Также используем игру «Летает – не летает» для закрепления названий птиц. Дети становятся в круг, воспитатель называет птицу или животное. Если это птица – дети машут руками (показывают взмах крыльев птиц, а если педагог называет животное – дети стоят смирно.

Для закрепления знаний о цветах, их строении, полученных на точке «наша клумба», используем дидактические игры «Собери цветок», «Найди цветок для бабочки», «Цветочный магазин». Также игры способствует закреплению названий основных цветов. На стол выставляется поднос с разноцветными лепестками разной формы и сердцевинами цветов с одним лепестком. Воспитанникам раздаются сердцевины, задача детей – найти такие же по форме и цвету лепестки, называть их цвет.

Для организации работы педагогами разработан паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов. «Хозяином» тропинки выбран сказочный персонаж Чебурашка, который во время прогулки по тропе приглашает в гости и дает задания. Педагогами изготовлены таблички для остановок маршрута, составлены конспекты для проведения образовательной деятельности на экологической тропе.

При активном сотрудничестве с родителями нами были организованы: выставки поделок из природного материала при совместном творчестве детей и родителей, выставка рисунков, плакатов «Берегите природу».

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

В результате реализации проекта: повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

6. «Литература».

1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие\ Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. -М. :ТЦ Сфера, 2011.-176с.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. -М. :МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2010. -80с.

3. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. -СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009 – 160с.

4. Природа вокруг нас. Младшая и средняя группы. Разработки занятий. \Сост. М. А. Фисенко. -Волгоград: ИТД «Корифей», -128с.

5. Шорыгина Т. А. ПТИЦЫ. КАКИЕ ОНИ? Книга для воспитателей, родителей\М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 96с. –(Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

6. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, родителей\ М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 64с. - (Путешествие в мир природы и развитие речи).

7. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, родителей\ М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 48с. - (Путешествие в мир природы и развитие речи).

Публикации по теме:

Целевая прогулка по экологической тропинке «Наблюдение за яблоней» (младшая группа)Целевая прогулка по экологической тропинке «Наблюдение за яблоней» (младшая группа) Дети младшего возраста имеют очень маленький жизненный опыт, многое они видят в первый раз! Для них любое растение, цветочек или жучок –.

Игра-путешествие «По тропинке безопасности» для старших и подготовительных групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №296» г. Перми Игра – путешествие «По тропинке безопасности».

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Целевая прогулка по экологической тропинке «Сад мхов» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое.

Открытое занятие по формированию экологической культуры у воспитанников «Путешествие в волшебный лес» Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Виды деятельности детей: - познавательно – исследовательская - игровая - коммуникативная.

Прогулка в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе» Прогулка в подготовительной группе «Весеннее путешествие по экологической тропе». Задачи: -определить признаки наступления весны в живой.

Путешествие по экологической осенней тропе. ФотоотчетПутешествие по экологической осенней тропе. Фотоотчет Путешествие по экологической осенней тропе. фотоотчет экскурсии. Подготовила: воспитатель Михеева Татьяна Константиновна. Цель: Формирование.

Путешествие по экологической тропе Экология – наука об окружающей среде и взаимодействии с ней человека. И изучать эту науку необходимо с раннего детства. Поэтому перед работниками.

Сценарий развлечения «Путешествие по экологической тропе» ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ» В сценарии развлечения «Экологическая тропа», дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись.

Конспект прогулки «Путешествие по экологической тропе «Лес полон чудес!»Конспект прогулки «Путешествие по экологической тропе «Лес полон чудес!» Цель: Дать детям представление о сезонных изменениях в природе. Задачи: Учить детей называть и различать деревья, растущие на близлежащей.

Сценарий экологической сказке «Путешествие по временам года» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Итатский детский сад №1 «Гусельки» Сценарий экологической сказки «Путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по экологической тропинке»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 16:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД