Елена Кирякова
Конспект занятия по математике «Путешествие в деревню». Знакомство с 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое занятие на тему :
«Путешествие в деревню»
Цель:
- Познакомить ребят с числом «0» и способом его записи. Закрепить умение сравнивать числа.
- Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по математике „Путешествие в деревню“, Знакомство с 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- Создать условия для формирования представлений детей о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль.
- Обобщить знания и закрепить умения детей по всему пройденному материалу : умение считать, сравнивать числа, решать задачи, умение ориентироваться во времени и пространстве.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, тренировать мыслительные операции;
- развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
Материал к занятию :
демонстрационный – карта; изображения сказочных героев; картинка с заданием «Найди отличия»; числовой отрезок; числовые домики.
раздаточный – простые карандаши, тетрадь в клетку, пропись.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много у нас гостей, давайте поздороваемся с ними (дети проходят и здороваются).
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо. Хотите узнать, что за письмо нам принес почтальон? Дети: Да.
Письмо пришло из деревни, а пишет нам дедушка и бабушка из сказки «Репка».
Здравствуйте ребята, помогите нам вытянуть репку! Все наши помощники разбежались кто-куда, помогите их найти. С нетерпением ждем вас в деревне.
Ребята, во время путешествия вам предстоит преодолеть немало трудностей, и вы должны быть дружными как настоящая команда.
Ребята, а вы знаете, на чем мы сегодня отравимся путешествовать?
Дети: Нет!
А это вы сейчас узнаете, если отгадайте загадку.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус
Давайте отправимся на нашем музыкальном автобусе (звучит музыка)
(на доске висит изображение дома, бабки и дедки, репка)
Воспитатель: А вот и деревня - извилистые улочки, небольшие деревенские хаты. Ребята, чтобы помочь бабушке и дедушке мы должны найти всех героев сказки, которые помогали вытащить репку. Они разбежались по деревне. А найдем мы их только тогда, когда справимся со всеми заданиями.
А вот и первое задание…
Вот перед нами дом, но мы не можем попасть туда, дверь охраняет невидимый стражник. Надо узнать, кто это и назвать его.
Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:
2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вниз, 6 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 8 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 6 – вверх, 2 - влево
Воспитатель: Кто же это охраняет дом?
Дети: Это собака.
Ребята посмотрите повнимательнее, может вы увидите, где спряталась собачка Жучка (Дети нашли в группе игрушку в виде собаки, около неё следующее задание. Изображение собаки вешаем на доску)
Загадка
Повезло опять Егорке,
У реки он сел не зря:
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведёрка
Появился хитрый кот,
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.
– По-моему, на занятиях мы еще не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?
- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки? (числом 0)
- Как сказать по другому? (Ничего или ни одного).
Воспитатель: Ребята, все вы дали разные ответы, но ответили правильно. Выражения «нисколько», «ничего», «ни одного» можно заменить выражением «ноль предметов» или просто «ноль». Число «ноль» графически выражается такой цифрой – 0. (показывает цифру «0»)
Воспитатель: (воспитатель показывает, как пишется ноль) Покажите движением руки, как пишется (дети берут из стаканчика карандаши и в воздухе прописывают ноль под комментированием воспитателя).
Воспитатель: Запомнили, как пишется ноль?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Вы так же думаете, что 0 не играет никакой роли? Зачем тогда он нужен?
- Зря многие думают, что ноль не играет никакой роли.
Посмотрите к нам пришли гости, и они расскажут вам очень интересную историю
Сказал весёлый, круглый ноль
Соседке-единице:
Ноль:
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Ведущий: Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
Единица:
Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом.
Ведущий: Ответил ноль.
Ноль.
Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
(Встаёт справа от единицы.)
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.
Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву «О».
Воспитатель: Ребята, ноль важен для нас?
Дети: Да.
ЗАДАНИЕ: вручается конверт детям, где они по точкам должны обвести 0
Молодцы вы отлично справились с заданием (Вручается изображение мышки, дети крепят её на доску)
Мышка приготовила нам новое задание, посмотрите
На магнитной доске предлагает детям построить числовой отрезок правильно. Дети по просьбе воспитателя выходят к доске и правильно располагают числа. Далее дети садятся на места.
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно. Какой ветер поднялся… (дети смотрят на окна, а в это время воспитатель перемешивает числа на доске).
Ой, ребята, ветер перемешал все цифры. Как же нам дальше работать? Ну, я думаю, что, посовещавшись в группах, вы сможете самостоятельно построить числовые отрезки на столе, используя имеющиеся у вас цифры. У каждой группы на столах лежат карточки с цифрами. Постройте из них числовой отрезок. (работа в группах).
Дети: (начинают складывать числовой отрезок).
Воспитатель: Давайте проверим, какая команда правильно построила числовой отрезок. (Из каждой группы приглашается проверяющий в другую команду).
РАБОТА С ЧИСЛОВЫМ ОТРЕЗКОМ
- Покажите соседей числа 5. (4 и 6)
-Какое однозначное число больше 8? (9)
-Назовите предыдущее число 7. (6)
-Назовите самое маленькое нечётное число. (1)
Воспитатель: Все справились правильно с этим заданием. А за это вы получаете изображение кошки
Воспитатель: Послушайте стихотворение- загадку:
Сколько рук у поросёнка?
Сколько ласт у индюшонка?
Сколько гребней у гуся?
Сколько ног у карася?
(На интерактивной доске игра «Чего на свете не бывает», дети внимательно рассматривают картинку.)
Воспитатель: Ребята, сколько рук у поросёнка?
Дети: Три руки.
Воспитатель: Сколько ласт у индюшонка?
Дети: Двое ласт. И т. д.
Воспитатель: Разве так бывает? Неужели у поросёнка ноги, а у индюшонка ласты?
Дети: Нет, не бывает. У поросёнка копыта, у индюшонка лапки.
Воспитатель: Так сколько у этих животных чего?
Дети: Ноль, у них ноль всего, потому что так не бывает.
Воспитатель: Правильно, так не бывает. И за это задание вы получаете картинку внучки
Надо отдохнуть
Физкультминутка:
Я в деревне отдыхаю,
Всех зверей домашних знаю:
Кролик, лошадь и коза,
Кот, корова и свинья.
А ещё баран с овцой,
Да верный пёс - помощник мой.
У мамы кошки, есть котёнок,
У мамы козочки - козлёнок,
А у собаки есть сынок-
Не собачонок, а щенок!
Воспитатель: Мы отдохнули, давайте выполним следующее задание (на доске изображение домиков с числами 8, 9). В доме есть свободные комнаты, давайте заселим их числами.
Дети: заселяют домики числами, при этом каждый ребёнок показывает число, которое он заселил в этот домик, а воспитатель вставляет это число).
Воспитатель: Теперь все жильцы на месте. А сейчас в своих тетрадях на стр. 51 выполним задание № 4. Сначала заселяем домики с цифрой 8, а затем с цифрой 9. Можете подглядывать на доску, советоваться (дети советуясь, выполняют это задание). Кто первым и правильно справится с этим заданием, получит картинку домашнего животного.
Предлагаю отдохнуть и выполнить гимнастику для пальчиков.
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Воспитатель: (На интерактивной доске изображение животных, Это задание очень интересное, будьте внимательными и вы легко с ним справитесь (на интерактивной доске таблица, с изображением домашних животных, детям нужно правильно посчитать сколько у них копыт, рогов, крыльев и т. д., а у тех животных, у кого нет того или иного, поставить ноль вместо числа).
Воспитатель: Сколько петухов?
Дети: Три петуха.
Воспитатель: Сколько у трёх петухов ног?
Дети: 6 ног (дети начинают по очереди называть числа).
Воспитатель: Сколько крыльев? и т. д.
Воспитатель: Правильно мы справились с заданием? Мы использовали ноль?
Дети: Да, когда у одного животного не было или крыльев, или рогов, мы ставили цифру ноль.
Воспитатель: Правильно, ребята. В каких случаях мы ещё используем ноль в жизни?
Дети: Когда съедаем угощение, ничего не остаётся и т. д. (ответы детей).
– Кто знает, когда говорят?
• Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не имеет никакого влияния, значения.
• С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
• Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.
Воспитатель: Давайте, вернёмся к нашей деревне. Ребята, выполняя задание, вы зарабатывала картинки героев. Посмотрите на доску в каком порядке висят изображения? Давайте вспомним сказку, кто за кем должен стоять.
Воспитатель: Вот молодцы, помогли деду с бабой обзавестись помощниками, а раньше их было сколько?
Дети: ноль.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по деревне. Ребята, а что мы делали сегодня?
Дети: писали ноль, заселяли домики числами, работали в группах, работали с числовым веером и числовым отрезком.
Воспитатель: Да, а для чего мы это делали? Зачем мы учимся считать и писать?
Дети: Потому что мы пойдём скоро в школу.
Воспитатель: Правильно, скоро вы пойдёте в школу, узнаете много нового и интересного, а те знания, которые вы уже получили, обязательно вам пригодятся.
Дети:
Вот немного подрасту, в школу в первый класс пойду.
Ждут учебники меня, класс и новые друзья.
Пенал, учебники, тетради с собою в школу я возьму.
А мяч, ведёрко и лопатки ребятам в садик отнесу.