Получи документы

Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения

Татьяна Просвирнова
Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения

Многие родители, педагоги сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли сами дети в том, что их считают «трудными»?

Ребенок с действительно повышенной активностью может поставить в тупик любого взрослого, особенно если отклонение от нормы не осознается родителями. Давайте рассмотрим природу этих поведенческих отклонений возможные методы обращения с гиперактивными детьми. Повышенная активность (именуемая также гиперкинезией, минимальной мозговой дисфункцией, сверхвозбудимостью и еще по меньшей мере тридцатью другими терминами) выражается в неконтролируемом, чрезмерно, даже лихорадочно активном поведении. Характерными признаками гиперактивности являются также рассеянность, или точнее, неумение и невозможность сосредоточиться, невнимательность и беспокойность. Эти дети абсолютно не способны сидеть спокойно, они просто не могут совладать с теми силами, которые влияют на них изнутри. Возникновение гиперактивности часто бывает связано с поражением центральной нервной системы, хотя бывают случаи, что она проявляется в результате эмоционального стресса или переутомления.

Публикация «Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения» размещена в разделах

Существует достаточно распространенное и авторитарное мнение, согласно которому все дети, рожденные обычным способом, то есть не с помощью кесарева сечения, в процессе родов получают некую мозговую травму разной степени тяжести. Некоторые гиперактивные дети перенесли в легкой форме не диагностированную мозговую травму, которая вначале никак не давала о себе знать, и лишь впоследствии проявилась в такой форме, как супервозбудимость, в связи с нарастанием нагрузок на нервную систему по мере роста и развития ребенка. (Н. Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания». – Москва, 2000).

Медицине предстоит еще серьезная работа по выявлению причин и следствий этого заболевания.

Когда взрослые люди испытывают сильный стресс, это внутреннее напряжение, как правило, находит внешнее выражение в усиленной физической активности. Тренер баскетбольной команды мечется по краю поля, переживая за своих игроков. Есть люди, которые, волнуясь, грызут ногти или медленно двигают из стороны в сторону нижней челюстью. Но если так обстоит дело со взрослыми, то что говорить о детях! Ребенку не достаточно постукивать костяшками пальцев по столу, если он волнуется; он пытается вскарабкаться по занавескам или ходить по потолку. (Джеймс Допсон «Непослушный ребенок» - С-Петербург, 1997).

Помимо неспособности справиться со своей двигательной активностью, такие дети сталкиваются, как правило, с тремя основными трудностями. Во-первых, это проблемы чисто психологического характера, эмоциональная реакция гиперактивного ребенка часто непредсказуема с неожиданными и немотивированными переходами от смеха к слезам, и это кажется его сверстникам странным и ненормальным. Гиперактивный ребенок легко может заработать комплекс неполноценности и нервное расстройство, проистекающие из негативного отношения к нему взрослых и детей, если вовремя не вмешается психолог. Во-вторых, гиперактивному ребенку часто плохо и тяжело дается учеба. Для него трудно, если не возможно, усидеть на месте в течение всего занятия и сосредоточиться на предмете. Он сплошь и рядом вообще не может ответить, о чем шла речь на уроке.

Учителя постоянно жалуются на его отсутствие, на уроке. Есть еще одно обстоятельство, затрудняющее для гиперактивных детей процесс обучения, - это проблема зрительного восприятия. Такой ребенок может иметь абсолютно нормальное зрение, но мозг оказывается неспособным обрабатывать соответствующие сигналы. У такого ребенка может быть искаженное «видение» букв и цифр, и, естественно, ему очень трудно наравне с другими детьми научиться читать и писать. Чтение – это крайне сложный процесс, непосредственно связанный с нервной системой человека. Уметь читать – значит уметь правильно распознавать символы, а затем с помощью специального механизма передавать их в мозг, где они подвергаются анализу, интерпретации, запоминанию, а затем трансформируются в речь. Любой обрыв в этой цепи отрицательно скажется на конечном результате.

Многие гиперактивные дети попросту не владеют своим нервным аппаратом в той степени, которая необходима для правильного развития этих навыков, и поэтому обречены на постоянные неудачи и отставание в начальных классах школы, но сами дети порой не знают, что с ними происходит. Существуют десятки лекарств, доказавших эффективность при лечении гиперактивных детей. Но поскольку организм ребенка уникален, необходимо, чтобы врач правильно подобрал медикаменты и дозировку. Совместно с невропатологом обязательно должны работать родитель, психолог, педагог.

В любом образовательном учреждении должны создаваться психологические службы, целью которых является:

1. Выявление проблем у детей на раннем этапе развития.

2. Оказание помощи в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии ребенка.

Диагностика по выявлению гиперактивности у детей проходит в три этапа:

1. Педагоги, работающие в средних, старших и подготовительных группах, заполняют протоколы экспресс-диагностики эмоциональной и коммуникативной сферы детей посредством наблюдения.

2. Психолог подсчитывает в процентном отношении данные экспресс-диагностики. Данная диагностика позволяет увидеть гиперактивных детей.

3. Психолог проводит углубленную диагностику гиперактивных детей, которая позволяет дать точную оценку эмоциональному состоянию ребенка, используя следующие методики: «Кактус» М. Панфиловой, «Цветовой тест» Э. Т. Дорофеевой. Данная группа детей проходит обследование у врача невропатолога.

Учитывая заключения, рекомендации невропатолога составляется комплекс коррекционно-развивающих занятий. Психолог проводит комплекс занятий коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми по методикам Н. Л. Кряжевой, Ю. С. Шевченко, Л. М. Шипищиной. Целью, которых является: снять напряжение, развивать в ребенке усидчивость, внимание, восприятие, ловкость и правильную координацию движений. Помочь ребенку преодолеть двигательный автоматизм. Продолжительность каждого блока с занятиями 25 - 30 минут. 1 раз в неделю. Все блоки включают в себя: релаксационные упражнения, тренировку выдержки, тренировку усидчивости, подвижные игры и упражнения на восприятие, внимание, ловкости, координацию движения.

С родителями работа ведется только индивидуально, т. к. только лично родители могут многое рассказать о своем ребенке. Педагоги, родители и психолог должны быть последовательны и постоянны в действиях по отношению к ребенку. С гиперактивными детьми нельзя допускать вседозволенности: детям, должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Стараться всегда говорить медленно и спокойно. Избегать непрерывных одергиваний и запретов: «прекрати, нельзя, не смей, уйди». Давать ему ответственное поручение, естественно, чтобы оно было в пределах возможности ребенка. Не забывать поощрять и признавать его старания (даже если у него не все идеально получается). И, нужно, конечно же, помнить, что у гиперактивных детей особое устройство нервной системы, которая поддается управлению и контролю. Совершенно очевидно, что только медикаментозное лечение не решит всех проблем гиперактивности, оно только поможет нормализовать моторную активность ребенка. Все пойдет на пользу для ребенка, если все взрослые будут согласованно сотрудничать.

Публикации по теме:

«Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» «Особенности работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста» Представление темы по самообразованию для педагогов детского сада. Представляет.

Доклад к презентации «Театральная деятельность как средство работы с гиперактивными детьми» Театральные игры как средство работы с гиперактивными детьми. Одна из часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность.

Игровой тренинг взаимодействия родителей с гиперактивными детьми Игровой тренинг взаимодействия родителей с гиперактивными детьми Учитывая индивидуальные особенности гиперактивного ребенка (быструю утомляемость,.

Использование сухих мини-бассейнов при работе с агрессивными и гиперактивными детьми Полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы.

Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста» Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым,.

Консультация для педагогов «Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии» Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное.

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми» Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с расторможенными и вспыльчивыми детьми» ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ Ребенка считают вспыльчивым,.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения дошкольников Задачи, решаемые в опыте работы:Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

«Путешествие на планету Фипов». Занятие по профилактике девиантного поведения у детей с ОВЗ Путешествие на планету Фипов. Задачи: · Снижение психоэмоционального напряжения; · Развитие мелкой моторики; · Формирование представлений.

Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми Взаимодействие воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями в работе с гиперактивными детьми. МБДОУ комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 11:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с гиперактивными детьми дошкольниками как профилактика девиантного поведения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Просвирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...

13 октября. День Хохломы. Папка-передвижка

 Эта «огненная» посуда с красным и золотым узором на черном фоне известна на весь мир. Золотая Хохлома — так называют этот русский народный промысел, доставшийся нам от предков, традиции которого мы...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД