Зоя Ашибокова
Работа с родителями как часть образовательного и воспитательного процесса с использованием нетрадиционных форм
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «НШДС С. П. В-АКБАШ»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ)»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: АШИБОКОВА З. Б.
ЭПИГРАФ СЕМИНАРА
«Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед»
Френсис Бэкон
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в образовательно-воспитательном процессе.
Задачи:
Публикация «Работа с родителями как часть образовательного и воспитательного процесса с использованием нетрадиционных форм» размещена в разделах
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями воспитанников в образовательно-воспитательном процессе.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов на основе использования нетрадиционных форм работы с родителями, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
1. Упражнение «Апчхи»
Цель: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие.
Процедура выполнения :
Участники делятся на 3 группы по 6-8 человек. Каждой группе даё тся задание: громко крикнуть определённое слово («алыча», «ящик», «хрящик»). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности чётко произносит своё слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «Апчхи», на что ведущий может ответить «Будьте здоровы!» Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.
Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями, для объединения их.
Ход СЕМИНАРА
1. Рефлексия
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» : «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова? (Обсуждение в кругу)
ВЫВОД:
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное - не навредить».
2. СЕЙЧАС, Я БУДУ ГОВОРИТЬ УТВЕРЖДЕНИЕ, А ВЫ ВЫПОЛНЯТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ЕСЛИ, КОНЕЧНО, СОГЛАСНЫ С ДАННЫМ УТВЕРЖДЕНИЕМ.
1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.
2. Если вы полагаете. Что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
3. Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
4. Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте.
5. Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой.
6. Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.
ИТАК, КАКОЙ ЖЕ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ, ПРОАНАЛИЗИРОВАВ НАШУ ИГРУ:
Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме, и которая ориентирована на их собственный опыт.
Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда:
- оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;
- создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.
Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. Существуют разные формы работы с родителями, и мы выбираем ту форму, наиболее эффективную для решения той или иной задачи. А теперь давайте разберемся в том, каким должно быть взаимодействие, и что мешает быть эффективным это взаимодействие, как со стороны родителей, так и с нашей стороны - педагогов.
3. Воспитатель - главная фигура непосредственного взаимодействия и всех контактов с детьми и семьями воспитанников.
Говоря, сегодня о методах и формах взаимодействия с родителями, мне хочется, чтобы вы определили для себя один из главнейших принципов взаимодействия с ними, и как наша сущность влияет на это взаимодействие. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин? (слайд)
(Обсуждение по вопросам).
4. УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВЬЯ – ХАРАКТЕРЫ»
Сейчас, каждый из вас нарисует своё Дерево-Характер. Это будут необычные деревья. Их внешний вид будет вашим отражением. У каждого Дерева – Характера от ствола должны отходить четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имеют свои названия: (слайд)
ХАРАКТЕРЫ:
1. Отношение к людям:
Правдивость, лживость.
2. Отношение к себе:
Самовлюблённость, приниженность, достоинство.
3. Отношение к вещам:
Жадность, щедрость.
4. Отношение к делу:
Ответственность, безответственность.
5. ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»
К основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО», я предлагаю вам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытые занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.
6. УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: ПОМОЧЬ УЧАСТНИКАМ ОСОЗНАТЬ И СФОРМУЛИРОВАТЬ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ И ОПРЕДЕЛИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ.
Каждый из участников рисует на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометри-ческих фигур. Когда работа будет закончена, начинаю задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге.
(После каждого вопроса педагогам даётся от 15 до 40 секунд на обдумывание).
ВОПРОСЫ:
1. Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже, почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, мо-жет быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
2. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
3. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?
4. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
5. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
6. Если бы я попросил (а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то, как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
7. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
8. Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
9. Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?
ВЫВОД:
Говоря о том, что помогает и что мешает в работе с родителями, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за работой других воспитателей.
Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в общении с родителями или улучшить.
Обсуждение: предлагается желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО.»
ЦЕЛЬ: ОБОБЩАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ НА ПРЕДЫДУЩЕМ ТРЕНИНГЕ.
Содержание:
В течение 5 минут все педагоги выполняют следующее задание: перечисляют критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы слова «общение».
Например:
«о» — обаяние педагога,
«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.
СИНКВЕЙН
Задание :
Составить синквейн на тему «Педагог», (1-ая группа) «Родитель»(2-ая группа)
Название темы___(одно существительное)
Описание___(два прилагательных)
Действия___(три глагола)
Чувство___(фраза)
Обобщение сути___
(ассоциация, синоним к теме, обычно существительное).