Получи документы

Консультация «Взаимодействие семьи и школы-интерната как залог успеха воспитательного процесса»

Галина Герасимова
Консультация «Взаимодействие семьи и школы-интерната как залог успеха воспитательного процесса»

Взаимодействие семьи и школы-интерната как залог успеха воспитательного процесса

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, особая роль отводится семейному воспитанию. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Происходящие в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Культура общества тем выше, чем выше культура семьи. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка.

Публикация «Консультация „Взаимодействие семьи и школы-интерната как залог успеха воспитательного процесса“» размещена в разделах

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Главные направления деятельности нашей школы-интерната по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на детей, а также в нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в интернате и семье как единый процесс.

Сегодня необходимо духовно-нравственное возрождение семьи, возврат к семейным ценностям, к высокой морали и нравственности. Ситуация настоящего периода требует подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, учитывая изменившиеся социальные реалии. Это возможно только при условии тесного взаимодействия семьи, школы-интерната и социума. Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив интерната и родители – это нахождение взаимопонимания.

В результате этого развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие интерната и семьи - источник и важный механизм их развития. В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. Особую озабоченность педагогического коллектива интерната вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей. Наблюдается снижение уровня педагогической культуры родителей. Во многих семьях наблюдается отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка. Часть отцов и матерей не проявляют необходимого заинтересованного и участливого отношения к жизнедеятельности своих детей. Следствием этого стало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.

Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений интерната проводится специальная воспитательная работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. В группе (семье) проживает 16 воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. 14 воспитанников проживают в полных семьях, 2 – в неполных. Одним из факторов неполной семьи является эмоциональный дискомфорт, испытываемый ребенком. (2 детей воспитывает только мать). Наибольший дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отца. Отец нужен ребёнку как образец для подражания, формирования мужского начала. Именно у отца сын учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность.

Работа с семьями воспитанников – зона особого внимания в смысле этики отношений педагогов интерната с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий. Есть непреложные законы этики отношений «педагог – родитель». Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков воспитанника; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны ребёнка и одобрить их. В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Деятельность педагогов интерната по организации работы с родителями реализует следующие цели:

• просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;

консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных навыков;

• коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Посещение семьи – одна из форм индивидуальной работы воспитателя с родителями. Именно здесь происходит знакомство с условиями и индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей позволит более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в интернате. Изучение семей позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Систематически используют в работе педагоги школы-интерната личную беседу, консультацию по телефону. Телефонная связь с родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя, казалось бы незначительная, неформальная, но очень эффективная. В школе-интернате создан свой сайт, который поможет «продвинутым» родителям интересоваться жизнью своего ребёнка в интернате. Ежегодно проводятся индивидуальные встречи с приезжающими родителями – тундровиками.

Взаимодействие воспитателей и родителей отражается в воспитательных планах такими формами работы, как сочинения о семье, конкурс творческих работ воспитанников «Моя семья», тестирование, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Традиционными стали общеинтернатские мероприятия с приглашением родителей: «Дни открытых дверей», Новогодние праздники, 8 Марта, 23 февраля (праздники для мам и пап, Масленица, «Праздник семьи». Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между воспитателями и родителями.

Список источников

1. Волжская В., Ольшанский В. Школьные конфликты : как их предупредить и разрешить // Народное образование. – 2000. – № 8.

2. Глушкова В. С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. – 2001. – № 7.

3. Гнатенко О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование. – 2000. – № 9.

4. Дьячкова Е. Ю. Родительские собрания в средних классах // Классный руководитель. – 1999. – № 1.

5. Лаврентьев В. В. Рекомендации классным руководителям по работе с родителями // Классный руководитель. – 2001. – № 3.

6. Маломаркина Г. С., Каухова А. Г. Содержание, формы и методы работы с родителями // Классный руководитель. – 2001. – № 5.

7. Маркова Л. Н. Проблемы семьи – проблемы школы // Классный руководитель. – 1998. – № 2.

8. Меренков А. Школа и родители : проблемы взаимопонимания // Классный руководитель. – 1997. – № 5.

9. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (Письмо от 31.01.01 № 90/30-16 – Приложение 2) // Вестник образования. – 2001. – № 8.

10. Мешкова И. В. Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений на развитие ученика // Классный руководитель. – 1999. – № 2.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи через НОД с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего доклада: «Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно образовательную деятельность.

Консультация «Речевая готовность — залог успеха ребёнка в школе» Уважаемые родители! Речевая готовность – залог успеха ребёнка в школе. Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала,.

Мастер-класс «Ситуация успеха, как залог успешного развития ребенка».Мастер-класс «Ситуация успеха, как залог успешного развития ребенка». В марте 2017 года в Березовском районе в БСОШ№1 прошли "Миксоновские чтения", где я поделилась с коллегами наработанным педагогическим материалом,.

Патриотическое воспитание детей, как неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо.

Семинар с педагогами и родителями «Залог успеха работы с семьей» Семинар «Залог успеха работы с семьей?» Форма проведения – «педагогический ринг» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

Семинар «Здоровье педагога — залог успеха в работе» I. Вступление. Сказка о здоровье. Давным-давно, на горе Олимп жили были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить.

Сетевое взаимодействие ДОО с учреждениями социума как залог успешной реализации ФГОС  Елена Гребенщикова Сетевое взаимодействие ДОО № 17 с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО ПАСПОРТ ПРОЕКТА Структура.

Фотоотчет «Праздник старшего поколения. Как учащиеся школы-интерната поздравили ветеранов в День пожилого человека»Фотоотчет «Праздник старшего поколения. Как учащиеся школы-интерната поздравили ветеранов в День пожилого человека» День пожилого человека. Статья в районную газету «Праздник старшего поколения» раздник старшего поколения – День пожилого человека! 1 октября.

Эссе «Прогулка как часть учебно-воспитательного процесса?» «Прогулка, как часть учебно – воспитательного процесса?» Безрукавая С. Ю. (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида No167, г. Воронеж, воспитатель).

Здоровая семья — залог успеха в жизни! Родителям на заметку Прежде, чем ссорится при ребенке – подумайте… вы помиритесь и забудете, а забудет ли он?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие семьи и школы-интерната как залог успеха воспитательного процесса»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 10:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД