Безрукавая Светлана
Эссе «Прогулка как часть учебно-воспитательного процесса?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Прогулка, как часть учебно – воспитательного процесса?»
Безрукавая С. Ю.
(МБДОУ «Детский сад комбинированного вида No167, г. Воронеж, воспитатель)
«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
Публикация «Эссе „Прогулка как часть учебно-воспитательного процесса?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Реализуя образовательную область «Познавательное развитие» во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.
Выбрать данную тему и поразмышлять над ней мне помогла одна китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать - и я пойму.»
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Прогулка является первым и наиболее доступным средством исследования окружающего мира. Она занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня. Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки мы предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям и в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Каждое наблюдение мы четко планируем, для соответствия теме, сезону, плану. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних мы привлекаем к наблюдениям, чтобы развить внимание, а у других вызываю интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Во время прогулки обращаем внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд взрослых. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Каждый день мы наблюдаем за птицами, за листопадом, за снегопадом, за цветением растений, за звуками природы и т. д. Полученные результаты наблюдения закрепляем последующими зарисовками, составлением рассказов. Использование нами стихотворения на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от прогулки. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все это наш нехитрый словесный прием, позволяющий сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Во время прогулки мы уделяем внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, например, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут убирать снег, делать из него разные сооружения. Самое главное для нас, помочь ребенку увидеть результат своего труда, поразмыслить над значимостью помощи взрослым. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от
них определенных усилий. Мы мотивируем детей, чтобы они выполняли свою работу с желанием, доводили начатое дело до конца. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия, очень важно правильно подобрать детский инвентарь —грабли, лопатки, совки, ведерки. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. И мы поочередно привлекаем к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организуем как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой нашей помощи). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий. Так как мы работаем к коррекционной группе, то индивидуальная работа продумывается еще и с учетом индивидуальных возможностей.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них я стараюсь развивать основные движения, снимать умственное напряжение от занятий, воспитывать моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха, индивидуальных возможностей ребенка. Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, кольцеброс, кегли). А в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
В жаркую погоду проводим игры с водой. Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем мире.
(кубики, лото, поощряю игры в семью, космонавтов, магазин, больницу и др). Мы помогаем развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуем и спортивные развлечения (упражнения). Летом – это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
На прогулке обычно мы стараемся провести две подвижных игры. Наше предпочтение сюжетными, бессюжетными, с правилами, спортивные, малоподвижные, хороводные.
Во время прогулок мы обязательно проводим индивидуальную игру для детей имеющие особые индивидуальные потребности, или для детей с нарушением зрения. Для одних организуем игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляем работу и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения (разучивание скороговорок, чистоговорок, считалок, заучивание стихов, беседы на разные темы; и формирование математических представлений (н-р, повторить счет, геометрические фигуры, размер, т. д.).
Обязательно применяем во время прогулки развивающие игры, направленные на запоминание цветов, цифр, времен года, видов животных, растений и т. д. Можем вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Мы можем предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой. Наш детский сад находится в отдалении от города. Многообразие растений, деревьев позволяет наглядно и тактильно все увидеть и почувствовать, наблюдать изменения. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры. Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с нами. Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода. Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и выполнить задуманное.
Чтобы обеспечить необходимые условия для детей нам обязательно надо знать и учитывать интересы каждого малыша. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать
в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Особое внимание уделяем детям, которые требуют индивидуального подхода, дети с различными нарушениями зрения, мы стараемся включать в общую игру детей. Прививаем коллективизм. Так создаю условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если мы сумеем заинтересовать и обогатить знания детей.
Ни одна прогулка в детском саду не проходит без обучения и развития ребенка.
Вот и получается, что наблюдать, пробовать, экспериментировать детям очень нравится. Они это любят. Их это увлекает. Цель такого вида деятельности - развивать познавательные интересы в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционального – чувственного опыта. Для проведения опытно – экспериментальной деятельности педагогу необходимо учитывать ведущие принципы развития дошкольников: психологическая комфортность, природосообразность, дифференцированный подход, активная деятельность, творчество. И в первую очередь для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно- развивающей среде группы. Примером такой развивающей среды становятся созданная в группе «Исследовательской лаборатории». Одной из главных задач этой лаборатории– научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Предметный материал служит стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, он помогает детям сформировать минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться, кроме того, он должен быть безопасен, мобилен и доступен для детей. К такому предметному материалу относятся приборы – помощники, природный материал, утилизированный материал, медицинские материалы. Одно из направлений детской опытно- экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Опыт – это наблюдение за явлениями природы,их изменения в определенных условиях или в результате каких – либо действий. которое производятся в специально организованных условиях. Мы проводим их, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной, и совместной с воспитателем деятельности. Постановка проблемы задачи, поиск путей решения проблемы проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулирование выводов- этапы проведения опытов. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Например: Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, с родителями, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
При проведении опытов, экспериментов необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована; тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. В ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие педагог разрабатывает так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно, тема должна быть такой, работа могла быть выполнена быстро, стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействован каждый ребёнок.
Пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это, конечно, полезно для здоровья, физического и умственного развития детей. Но действительно приносит пользу только правильно организованная прогулка. Существуют методические разработки тематических прогулок в детском саду, с которыми, при желании, может ознакомиться любой воспитатель. Ведь проведение прогулки в детском саду – это такая же часть учебно-воспитательного процесса, как и занятия в группе, с той лишь разницей, что проходит она в более свободной форме, что дает возможность детям сбрасывать эмоциональное и умственное напряжение.
В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Родители тревожатся и задумываются над тем, чтобы их ребенок не заболел, не простыл, не промочил одежду и обувь, да и просто не запачкался. В связи с этим многие не хотят, чтобы их дети гуляли на улице вообще. Поэтому наша задача, довести до сознания родителей значение прогулок в детском саду. И главное, что познавательное развитие детей на прогулке – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных ярких объектов и явлений, мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. И главное, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.