Получи документы

Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды Навигатум: В мире профессий

Эльвира Николаевна Бартули
Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды Навигатум: В мире профессий
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду [8].

Публикация «Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды Навигатум: В мире профессий» размещена в разделах

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе [5].

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка [7]. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Содержание и сущность формирования представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста представлены в исследованиях таких педагогов, как Алешиной Н. В., Пасечниковой Т. В., Буре Р. С., Кубайчук Н. П., Бурмистовой Н. Н.

ФГОС ДО выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника [8].

Игра - свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности самореализации. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, отображают труд людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности [1]. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка…» (А. Г. Асмолов)

Поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками по ранней профориентации детей привёл меня к игровой развивающей среде «Навигатум : В мире профессий», которую в дальнейшем начала применять в своей практике.

Навигатум рассказывает дошкольникам о загадочном и интересном мире взрослых. Какие существуют отрасли и виды деятельности. Как именно всё устроено и работает. Какие профессии существуют и как они связаны друг с другом. Это подробные ответы на вопросы: Откуда берется металл? Кто такие инженеры? Как из колосков на полях появляется каша? Что такое энергетика? Какие виды транспорта существуют? [6]

Игровая развивающая среда «Навигатум : в мире профессий» основана на серьезном методическом подходе. В программе представлены более 40 видов трудовой деятельности, которые охватывают несколько сотен самых различных профессий. Занятия по игровой среде расширяют кругозор, знакомят с новыми понятиями, формируют системное, комплексное представление о мире труда [6].

Чтобы системно ответить на все вопросы об устройстве мира, не пропустить важные отрасли и профессии, рассказать об этом так, чтобы было интересно и понятно, в игровой развивающей среде «Навигатум : В мире профессий» есть три основных инструмента: карта страны «Взросляндия», книга профисказок, мультсериал «В мире профессий».

Карта замечательной страны Взросляндии – это карта мира взрослых, карта отраслей и видов трудовой деятельности. Но это не просто карта – это карта-пазл, собрав которую у нас получалась красивая напольная площадка, на которой мы видели удивительный мир. Дети рассматривали её днями и всякий раз находили новую интересную деталь или персонажа. Например, мы сделали вывод, что страна Взросляндия похожа на нашу страну Россия; по этой карте дети запомнили названия наземного, воздушного и водного транспорта, а также находили знакомых героев на карте и т. д. Организовав игру-соревнование «Взросляндия» дети сами придумывали вопросы и задания друг другу. А еще это была площадка для сюжетно-ролевых игр, в стране, где нет взрослых, а детям приходилось самим «запускать» все производственные процессы. Например, дети обыгрывали ситуацию «Откуда берётся каша?», а заодно закрепляли названия профессий, участвующих в этом процессе – это и тракторист, и сеяльщик, и комбайнер, и водитель и т. п.

Книга профисказок - это новый образовательный формат, в котором вся важная профориентационная информация растворена в сюжете увлекательнейших историй, которые происходят с харизматичными персонажами – Бабахиным и его друзьями. Бабахин, Рукоделов, Архимедов, Конопуся, … — это дети, которые живут в стране Взросляндии и им приходится самим заниматься «взрослыми делами». Красивые рисунки оживляют сказку, а сюжет - непредсказуемый и насыщенный, полный увлекательного юмора и невероятных открытий. По ходу сказок содержатся вопросы для обсуждения с детьми. Они задаются и до чтения сказки, и после, и даже во время самого чтения [9].

Вначале чтения сказки задаются вопросы для диагностики уровня представлений и актуализации интереса к занятию. Остановимся, например, на одной профисказке : «Как построить дом?» : Ребята, если бы мы с вами решили построить дом, то какие инструменты нам бы понадобились? Из каких материалов строят дома? Кто строит дома? Кто ещё нужен для постройки дома? Затем хвалю детей за их ответы и предлагаю послушать необычную историю, которая произошла с Бабахиным и его друзьями. Дети узнали из истории, что Бабахин и Арнольдыч построили дом для кота Бориса, который впоследствии рассыпался и превратился в кучу досок и гвоздей. Подошедший Рукоделов, научил горе-строителей, как нужно строить дом. По тексту сказки задаются вопросы, например : Что такое фундамент? Зачем он нужен? Чем отличается экскаватор от бульдозера? Кто такие геологи? Дети узнали, что геолог – это специалист, который изучает земные недра, то есть то, как устроена земля под нашими ногами, внутри может быть скала, а могут быть и пустоты или течь подземные воды. Сделали вывод: без геологических работ нельзя начинать строительство дома. И так далее. В конце чтения профисказки также задавались вопросы – для закрепления материала, обсуждения сложных или не до конца понятых тем, а также для некой рефлексии после занятия.

По каждой сказке в комплекте с книгой есть набор дополнительных иллюстраций – карточек. Карточки использовались и при чтении профисказок, и для последующих развивающих игр, которые мы оформили в сборник «Навигатум». Например, игра «К какой профессии относится предмет на карточке?», целью которой является упражнение детей в соотношении предметов на карточках с отраслями трудовой деятельности, или игра «Что за чем»? или «Найди ошибку» ( отрасль: Откуда пришла каша? – трактор с плугом, сеялка, комбайн, зерно, грузовик, элеватор, крупа, каша, целью которой является научить детей составлять логическую цепочку.

Любимый формат всех детей – это песни и стихи, а также всеми детьми любимые мультфильмы из сериала «Навигатум : В мире профессий». Они разнообразили занятия, визуализировали профессии, знакомили с функционалом и атрибутами.

В создании целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий мне помогали родители. Мамы и папы оказывали активную помощь в просмотре познавательных мультфильмов о профессиях, изготовлении макетов, лэпбуков, в организации экскурсий, проведении мастер-классов. Например, мама Данила рассказала о работе медсестры и провела мастер-класс по оказанию первой помощи, а папа Ярослава организовал экскурсию к строящемуся дому.

А в результате взаимодействия с городскими организациями у детей расширились знания о мире труда. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививались нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Мы с ребятами были: в пожарной части, в магазине, в музее, в пункте скорой помощи, в редакции и т. д.

В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям взрослых, пытались дать оценку результатам их труда, что доказывает участие детей в конкурсах муниципального и Всероссийского уровня со своими проектами: «Юный модельер», «Красивые причёски», «Роботы-спасатели в помощь людям» и др.

Итак, опыт нашей деятельности по ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста с применением игровой развивающей среды «Навигатум» показал, что у детей сформировалось целостное представление о мире труда, что способствовало выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации детей.

Список источников.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : ЦГЛ, 2014. – 110 с.

2. Асмолов А. Г. Детство ради детства. Между адаптацией и социализацией. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012, № 1. https://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-radi-detstva-mezhdu-adaptatsiey-isotsializatsiey

3. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

4. Бурмистова Н. Н. Путешествие в мир профессий. //Воспитатель ДОУ. – 2013. – №9. – С. 36-41.

5. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. //Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101.

6. «Навигатум : Калейдоскоп Профессий». Руководство по сопровождению серий мультсериала. Выпуск второй «Рабочие профессии». Кинокомпания «Парамульт», 2014.

7. Пасечникова Т. В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2013.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 г. № 1155.

9. Приключения Бабахина и его друзей в стране Взросляндия. / П75 Смирнов А., Новак В., Кравченко А. – М. : «Onebook/ru», 2016 – 144c., илл.

10. https://navigatum.ru

Публикации по теме:

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Фотоотчёт о развивающей среды «Уголок дежурства по столовой» для дошкольников 6–7 летФотоотчёт о развивающей среды «Уголок дежурства по столовой» для дошкольников 6–7 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 "Теремок" г. Ковров Уважаемые коллеги предоставляю.

Фотоотчёт «Ребенок в мире профессий»Фотоотчёт «Ребенок в мире профессий» Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,.

Лэпбук «В мире профессий»Лэпбук «В мире профессий» Данный лэпбук был изготовлен с целью расширения представлений воспитанников о различных профессиях, орудиях труда, необходимых для работы,.

Лэпбук «В мире профессий»Лэпбук «В мире профессий» Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды Навигатум: В мире профессий
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 15:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды Навигатум: В мире профессий» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Николаевна Бартули (УИ 467364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД