Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников

Татьяна Блоха
Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников

Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Дошкольник не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников

Таким образом, образовательная деятельность, а также как и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому важен системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая предметно-развивающая среда. Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Как театр начинается с вешалки, так и группа начинается с раздевалки. Я считаю, что раздевалка – это визитная карточка группы. В нашей раздевалке можно не только прочитать информацию на стендах для родителей и рассмотреть папки-передвижки с консультациями для родителей, но также и продемонстрировать свои достижения в художественно-эстетическом развитии (рисунки, поделки) и даже уединиться и отдохнуть от шумной компании.

Для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, пришлось изрядно потрудиться над переоборудованием мебели. Некоторые стандартные шкафы мы переоборудовали, демонтировав с них дверцы и положив их на боковую стенку прикрутив ножки.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. В моей группе оборудована зона экспериментальной деятельности.

В ней все доступно детям.

Ребенок может заняться той или иной деятельностью: вырастить кристаллы соли и сахара, а затем сравнить их форму и размеры; сравнить на ощупь металлические, деревянные, пластмассовые предметы, проверить их свойства; рассмотреть через лупу или микроскоп капельку воды или листья комнатного растения и т. д.

С огромным удовольствием мы с ребятами занимаемся посадкой растений в «Мини-огороде». Ребята не только готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, но также наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Каждый ведет сделанный собственноручно паспорт наблюдения.

Лук, выращенный своими руками, для ребят не только самое любимое и сладкое лакомство, а еще и очень полезное в период весеннего авитаминоза!

В мае высаживаем пророщенную рассаду цветов на клумбы участка. И все лето продолжаем ухаживать за цветами. Когда ребенок делает это все сам собственноручно, без принуждения, он получает огромное удовольствие.

Организуя свою деятельность в уголке природы,

ребята получают следующие навыки и умения:

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Математический уголок

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:

• Формирование представлений о числе и количестве.

Развитие представлений о величине.

Развитие представлений о форме.

Развитие пространственной ориентировки.

Развитие ориентировки во времени.

Рядом находятся настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов.

Уголок юного пешехода:

Задачи:

• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице,

• Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения;

• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;

Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;

Воспитывать грамотного пешехода

Физкультурный уголок:

Задачи физкультурного уголка:

развитие движений и совершенствование двигательных функций;

• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Уголок патриотического воспитания :

Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация знаний о родной стране, родном городе.

Уголок ряжения и театрализованной деятельности:

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

Книжный уголок:

Цель: Создание благоприятных условий для речевого развития дошкольников.

Задачи:

• Обновление и систематизация книжного уголка художественной литературой для самостоятельного просматривания и чтения детьми дошкольного возраста.

• Повышать компетентность педагогов в создании условий для речевого развития детей.

• Обогащения эстетических чувств и речи дошкольников посредством художественных образов.

• Создание художественно-речевой среды в группе.

Уголок ИЗО:

Игровые зоны:

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Недавно в нашем детском саду появились мягкие модули.

Появилась еще одна возможность реализовать принцип полифункциональности предметного мира с помощью модульного оборудования.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей средыОрганизация предметно-пространственной развивающей среды С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Организация развивающей предметно-пространственной средыОрганизация развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: •повышение профессионального уровня педагога; •создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе При организации развивающей предметно - пространственной среды в группе учитывались требования ФГОС ДОУ. Насыщенность развивающей предметно.

Проект предметно-пространственной развивающей средыПроект предметно-пространственной развивающей среды Актуальность темы Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеСоздание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Предлагаю вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду нашей старшей группы «Подсолнухи». Вопрос организации развивающей.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды Аннотация Статья предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Она будет интересна тем, кто работает над проектированием.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие дошкольников. Из опыта работы Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои.

Значение построения развивающей предметно-пространственной среды для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение построения развивающей предметно-пространственной среды для развития детей младшего дошкольного возраста Правильно организованная предметно – пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать положительную.

Значение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возрастаЗначение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возраста Среда для ребенка является носителем информации, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Действия ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 сентября 2016 в 13:49
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 марта. Международный день театра кукол

Всемирный день театра кукол ведёт свою историю с 2000 года, с XVIII Конгресса Международного союза деятелей театра кукол. Театр кукол – часть народной культуры, и в каждой стране есть свой любимый...

21 марта. Всемирный день поэзии

 Сегодняшний праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Всемирный день поэзии был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году, а датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия. Ведь...


Горячие темочки