Татьяна Блоха
Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Дошкольник не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе собственной деятельности.
Публикация «Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2016
Таким образом, образовательная деятельность, а также как и игра, выступают как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Поэтому важен системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.
Для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая предметно-развивающая среда. Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Как театр начинается с вешалки, так и группа начинается с раздевалки. Я считаю, что раздевалка – это визитная карточка группы. В нашей раздевалке можно не только прочитать информацию на стендах для родителей и рассмотреть папки-передвижки с консультациями для родителей, но также и продемонстрировать свои достижения в художественно-эстетическом развитии (рисунки, поделки) и даже уединиться и отдохнуть от шумной компании.
Для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, пришлось изрядно потрудиться над переоборудованием мебели. Некоторые стандартные шкафы мы переоборудовали, демонтировав с них дверцы и положив их на боковую стенку прикрутив ножки.
Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. В моей группе оборудована зона экспериментальной деятельности.
В ней все доступно детям.
Ребенок может заняться той или иной деятельностью: вырастить кристаллы соли и сахара, а затем сравнить их форму и размеры; сравнить на ощупь металлические, деревянные, пластмассовые предметы, проверить их свойства; рассмотреть через лупу или микроскоп капельку воды или листья комнатного растения и т. д.
С огромным удовольствием мы с ребятами занимаемся посадкой растений в «Мини-огороде». Ребята не только готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, но также наблюдают, сравнивают, делают выводы.
Каждый ведет сделанный собственноручно паспорт наблюдения.
Лук, выращенный своими руками, для ребят не только самое любимое и сладкое лакомство, а еще и очень полезное в период весеннего авитаминоза!
В мае высаживаем пророщенную рассаду цветов на клумбы участка. И все лето продолжаем ухаживать за цветами. Когда ребенок делает это все сам собственноручно, без принуждения, он получает огромное удовольствие.
Организуя свою деятельность в уголке природы,
ребята получают следующие навыки и умения:
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Математический уголок
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Формирование представлений о числе и количестве.
• Развитие представлений о величине.
• Развитие представлений о форме.
• Развитие пространственной ориентировки.
• Развитие ориентировки во времени.
Рядом находятся настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов.
Уголок юного пешехода:
Задачи:
• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице,
• Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;
• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;
• Воспитывать грамотного пешехода
Физкультурный уголок:
Задачи физкультурного уголка:
• развитие движений и совершенствование двигательных функций;
• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
• предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Уголок патриотического воспитания :
Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация знаний о родной стране, родном городе.
Уголок ряжения и театрализованной деятельности:
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Книжный уголок:
Цель: Создание благоприятных условий для речевого развития дошкольников.
Задачи:
• Обновление и систематизация книжного уголка художественной литературой для самостоятельного просматривания и чтения детьми дошкольного возраста.
• Повышать компетентность педагогов в создании условий для речевого развития детей.
• Обогащения эстетических чувств и речи дошкольников посредством художественных образов.
• Создание художественно-речевой среды в группе.
Уголок ИЗО:
Игровые зоны:
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Недавно в нашем детском саду появились мягкие модули.
Появилась еще одна возможность реализовать принцип полифункциональности предметного мира с помощью модульного оборудования.