МААМ-картинки

Разговор воспитателя с детьми, как средство развития речи детей младшего возраста

Анна Лоскутова
Разговор воспитателя с детьми, как средство развития речи детей младшего возраста

1. Диалог как объект исследования в современной науке.

Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.

Т. Г. Винокур определяет диалог с точки зрения специфики языка, как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент её является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик.

Публикация «Разговор воспитателя с детьми, как средство развития речи детей младшего возраста» размещена в разделах

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Характеризуя диалогическую речь, исследователи указывают на различные её особенности. Так, ряд авторов отмечают, что диалогическая речь ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями общающихся, контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней в значительной мере обусловлено предыдущими, свёрнута (в ней многое подразумевается, благодаря общности ситуации для собеседников и их осведомлённости в ней, реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой и неречевой стимулы, малоорганизована (реплика обычно не произвольна, заранее не обдуманна, незапрограмированна). Наконец, диалогическая речь характеризуется краткостью высказываний и простотой их синтаксического построения.

Исследования психологов и педагогов доказывают, что у детей диалог предшествует монологу (С. А. Рубинштейн, А. И. Леушина, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.). Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику; черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Основная структурная единица диалога, по М. М. Бахтина - высказывание. Оно является таковым в силу активного вопрошающего, предвосхищающего отношения говорящего и активного ответного понимающего отношения партнера по общению.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

2. Особенности развития диалогической речи младших дошкольников.

Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. А. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учёными в области психологии. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.

Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки и в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном. Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и сложными, правильному их построению.

В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.

В речи ребенка кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.

Рассмотрим особенности диалогической речи детей дошкольного возраста.

Т. Слама-Казаку отмечает, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Особый интерес представляют, по мнению автора, детские обращения. Кроме простой формы обращения – зова, исследователь называет другие формы, имеющиеся в этом возрасте: просьбы, жалобы взрослым, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения», название того, что делает говорящий. Т. Слама - Казаку отмечает следующие особенности диалога у детей 3- 4 лет:

• диалог либо принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

• диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели диалог между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчёркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаёт более точное направление беседе, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемый ребёнком – слушателем;

• неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы между более чем тремя – четырьмя партнёрами;

• непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы.

3. Задачи и содержание работы по формированию диалогических умений детей.

Основной задачей развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста является цель научить их пользоваться диалогом, как средством общения. Задачи обучения диалогической речи определяет образовательная программа учреждения. К примеру, в образовательной программе " От рождения до школы" эти задачи следующие:

• вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;

• обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;

• формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми;

• помогать доброжелательно общаться друг с другом;

• упражнять детей в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, соблюдая темп и интонацию диалога.

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, приглашение, просьба, извинение, жалоба, поздравление, благодарность и др.

3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе для планирования совместных действий, обсуждения определенной темы.

4. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Большой вклад в работу по содержанию и формированию диалогических умений младших дошкольников внесла А. Г. Арушанова, она выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:

• развивающая педагогическая среда, пространство общения;

• правила организации жизни детей;

• неурочные формы обучения родному языку;

• недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;

• эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т. д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т. п.

Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соответствующие правила организации жизни:

• побуждение к самостоятельному пользованию кабинетами;

• объединение детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе;

• вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста (приветствие, обхождение, прощание).

Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. Обучение детей родной речи, по мнению А. Г. Арушановой, желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения.

Но главное – это неучебная мотивация деятельности детей. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют. Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности. Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:

• разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);

• слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);

• элементы костюма воспитателя и детей;

• событийность (рисование воспитатель на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что диалог имеет большое значение для развития речи детей дошкольного возраста, а его формирование у дошкольников является важной речевой и общепедагогической задачей. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2008.

2. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2002.

3. Алексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 1999.

4. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /А. Г. Арушанова//Дошкольное воспитание. – 2001.- №5.–c. 20.

5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/А. Г. Арушанова. - М., 1999.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/М. М. Бахтин. -М., 1998.

7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. /А. М. Бородич. – М., 1981.

8. Вакуленко Ю. А. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград, 2009.

9. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи. Исследования по грамматике русского литературного языка/Т. Г. Винокур. - М. ,1998.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь/Л. С. Выготский. — М., 1996.

11. Горшкова Е. Учите детей общаться/Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. №12. - с. -15.

12. Гербова В. В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / В. В. Гербова и др. – М., 2008.

13. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М., 2000.

14. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/М. И. Лисина. — М. ,1998.

15. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. /Под ред. В. Г. Нечаевой. -М., 1999 г.

16. Рубинштейн С. Л. Развитие речи у детей. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - М., 2002.

17. Рузская А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. /А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007

18. Сафонова О. Активизация речевого общения старших школьников/О. Сафонова//Дошкольное воспитание. – 2007.-№1. –с. 12.

19. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду/ О. И. Соловьева. – М., 1996.

20. Сохин Ф. А. Задачи развития речи дошкольников в детском саду/Ф. А. Сохин// Детский сад от А до Я. – 2005.-№2.-с. 16.

21. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников/Ф. А. Сохин//Вопросы психологии. -1989.-№3.-с. -11.

22. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /Н. А. Стародубова. — М., 2006.

23. Струнина Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. - М. ,2001.

24. Тихеева Е. И. Развитие речи детей/ Е. И. Тихеева. – М., 1981.

25. Ушакова О. С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста/О. С. Ушакова//Детский сад от А до Я. - 2005.-№2.-с. -20.

26. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М., 2004.

27. Ушакова О. С. О программе развития речи детей дошкольного возраста/О. С. Ушакова//Управление ДОУ. – 2006.-№6.-с. 23.

28. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения/Н. И. Формановская. – М., 1994.

29. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Е. А. Флерина М. М. Алексеева. - М. ,1999.

30. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование/ Л. П. Якубинский, отв. ред. А. А. Леонтьев. - М. :1999.

31. Яшина В. И. Речевая среда и дети/В. И. Яшина//Дошкольное воспитание. -2003.-№8. с. -8.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разговор воспитателя с детьми, как средство развития речи детей младшего возраста
Опубликовано: 11 марта 2021 в 23:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД