Людмила Дружинина
Развитие графо — моторных навыков у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с ОНР. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее некоторые дети с ОНР все же способны освоить его на доступном для них уровне. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Публикация «Развитие графо — моторных навыков у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы.
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у старших дошкольников сочетается с несформированностью пальцевого праксиса, аномальным развитием двигательной сферы [2].
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией.
Средства работы на коррекционном занятии включают в себя:
1. Массаж для пальчиков.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игровые тренажеры (работа с мозаикой, шнуровкой, шнурком).
4. Пальчиковые тренажеры (графические или сенсорные).
5. Работа с пластилином и тестом.
6. Графическая работа с рисунком (штриховки, обводки, раскрашивание)
7. Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы).
8. Работа с бумагой (оригами, аппликация).
1. Массаж для пальчиков.
Одной рукой мы производим массирующие движения, а другой придерживаем руку ребенка.
Основные приемы массажа такие:
Поглаживание (время от времени поглаживаем ладошки ребенка с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью; можно воспользоваться мягкой щеточкой).
Разминание (вращательными движениями массируем пальчики от кончиков, к запястью; в завершение обязательно погладим кисти ручек и напоследок проведем пассивную гимнастику для пальчиков).
Проводить массаж можно ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса – 3-5 минут, курс – 10-12 сеансов. Через 10-30дней курс можно повторить.
2. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика или «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Способствуют овладению ребенком простейшими движениями и положениями пальцев.
3. Игровые тренажеры можно разделить на работу с:
- шнуровкой;
- шнурком;
Работа со шнуровкой представляет собой упражнение, когда ребенку необходимо «заплести» в фигуру с дырочками шнурок. Обучение ребенка шнурованию начинается с объяснения техники работы. Показываем ребенку, как продевается шнурок в специальные отверстия, учим проталкивать шнурок в отверстие и вытаскивать его с другой стороны. С помощью шнуровки по заранее приготовленным схемам можно «вышивать» разнообразные «узоры», фигурки людей и животных, силуэты домов и замков. Работа со шнуровкой развивает точные и координированные действия пальцев и рук, знакомство с понятиями «выше», «ниже», «правее», «левее», развивает глазомер, внимание и усидчивость.
При упражнениях со шнурком ребенок учится нанизывать крупные бусы на шнурок и учится развязывать узелки на шнурках, различных по текстуре и диаметру.
4. Пальчиковые тренажеры (графические или сенсорные) представляют собой дорожку, которую необходимо «прошагать» пальчиками.
В первую очередь ребенок учится «шагать» по графической дорожке указательным и средним пальчиками. Далее ребенок учится «шагать» назад. После этого учится «шагать» последовательно сначала только большим ® только указательным ®только средним ® только безымянным пальчиком ®только мизинчиком. Также развивается «вышагивание» всеми пальцами одновременно и попеременно. В последствии, дорожка усложняется (изменяется ее вид и рисунок).
Сенсорная дорожка представляет собой дорожку, разную по фактуре (атласная лента, бархатная лента, гофрированная лента, лента с люрексовой нитью, различные дорожки с крупяной поверхностью) по которой нужно попеременно «шагать» пальчиками, и ощупывать ладошкой (педагог закрепляет названия свойств «гладкая», «шершавая», «ребристая» и т. п.).
5. Работа с пластилином представляет собой 2 вида упражнений: пластилинография и основы лепки.
Заданное графическое изображение (животное, машина, цветок – в зависимости от интересов ребенка) покрывается пластилином путем надавливания и размазывания его на изображении.
Лепка с ребенком способствует развитию воображения, ребенок учится координировать движения рук, приобретается новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
6. Графическая работа с рисунком :
1. Графические упражнения целесообразно начинать с проведения карандашом прямых горизонтальных линий, ограниченных шириной «дорожки». Если сначала «дорожка» достаточно широкая, то впоследствии она становится все уже и уже. В усложненном варианте предлагаем ребенку прохождение несложных лабиринтов, проводя карандашом по бумаге.
2. Обводка. Для начала предлагаем ребенку бумагу, карандаш и фигурки от дидактической игры «рамки-вкладыши». Ребенок пробует обвести эти фигурки карандашом, прижав их к листу бумаги. Другой вид обводки – это обведение уже готовых рисунков по намеченным точками линиям.
3. Штриховка представляет собой заготовленные образцы, которые необходимо заштриховать в заданном направлении и соблюдая заданный интервал между штрихами. Штриховка вырабатывает у ребенка навык равномерного движения руки, развивает глазомер, приучает регулировать силу нажима на карандаш. Когда ребенок научится штриховать контурный рисунок с помощью прямых параллельных линий, дадим ему задание посложнее: заштриховать рисунок вогнутыми, выпуклыми или волнистыми линиями;
4. Рисование по клеткам. Данный вид упражнений потребует от ребенка не только усидчивости, но и большого внимания и аккуратности.
Графическая работа выполняется карандашом на белой бумаге.
7. Работа с разнофактурными наполнителями (песок, горох, фасоль, манка, пшено и другие крупы).
Выполняя ручками мелкую работу, ребенок вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения. Они увлекательны и доступны: сортировка и перебирание крупы, создание вместе со взрослым мозаики, панно из природных и съестных материалов.
Также тренажером служат сенсорные подушечки, «начиненные» горохом, фасолью, пшеничной и гречневой крупой, грецкими орехами и тому подобное. Работа с сенсорными подушечками состоит из ряда упражнений:
1. Разминание подушечки пальчиками обеих рук одновременно.
2. Перекатывание подушечки между ладонями.
3. Подбросить одной рукой подушечку и поймать ее.
4. Похлопывание подушечкой попеременно по одной и другой ладони.
5. Выбрать из 3-х контрастных по сенсорному наполнению подушечек 2 одинаковые ( например: горох, грецкие орехи, горох – выбрать 2 с горохом).
6. Постукивание пальчиками по подушечке.
8. Работа с бумагой направлена на развитие точности движений, сложно координированных движений пальцев и пространственного ориентирования
1. Оригами.
2. Аппликация.
Для успешной коррекции графомоторного навыка у детей, обязательно необходимо тесное взаимодействие с родителями.
Развитие графомоторного навыка влияет не только на умение писать и держать карандаш в руке, но и на концентрацию внимания, усидчивость и старательность на занятиях, развиваются речь, мышление, зрительное восприятие и память.