Маргарита Тураева
Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие графомоторных навыков у детей с общим
недоразвитием речи".
Графомоторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Именно в этом возрасте не только можно но и необходимо развивать руку,способствовать формированию графомоторных умений и навыков. Развитие графомоторных навыков у детей способствуют развитию мелкой моторики рук,учат точно координировать движение руки,развивать ориентировку в простанстве,произвольное внимание,память,совершенствуют зрительное и слуховое восприятие.
Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Недостаточно сформированный графомоторный навык, прежде всего, проявляется у детей имеющих общее недоразвитие речи. Как правило, двигательная недостаточность наблюдается при несформированности координации сложных движений, неуверенности при выполнении точных движений, снижения скорости выполнения таких движений. У таких детей наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кистей рук. Плохо сформированная координация пальцев рук, в значительной степени препятствует ребенку освоению навыка письма,а так же может оказать негативное влияние в дальнейшем на усвоение ребенком в школе орфографических навыков и самостоятельной письменно - речевой деятельности в целом.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п., должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия больше, меньше, часть, целое.
Большую помощь в хорошей тренировке пальцев, оказывает пальчиковая гимнастика. Она способствует выработке изолированных движений, развивает точность движений пальцев. При помощи пальцев обеих рук дети изображают различные предметы окружающего мира животных, насекомых, растения, людей, выполняющих различные действия и движения. Содержание графических упражнений разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево - вправо, вверх - вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу, по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок». Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе. Рука ребенка дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы руки,поэтому большую помощь в развитии графомоторных навыков имеет рисование. В процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю,способностью регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием регулируются усилия руки при нажиме. .Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой
движения руки;
раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения
закрашиваемой поверхности;
обведение рисунка по контуру, копирование;
рисование по опорным точкам;
дорисовывание изображений.
Дети,у которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Работа по развитию графо-моторных навыков должна быть систематической и комплексной и осуществляться в следующих направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки, тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листке бумаги; выполнение графических упражнений.